Для справки

Год «Стендап среде»

25 августа 2010 года, то есть ровно год назад, я зарегистрировал домен standup-sreda.ru. Мне хотелось бы разделить с вами историю этого сайта, потому что мне всегда такие штуки были интересны. На этом нехитром умозаключении, кстати, держится и весь сайт.

Ну а в начале 2009 года через ЖЖ Алексея Каптерева я наткнулся на творчество Николая Куликова. Это были два ролика, не помню уже каких и про что, не помню, смешных или нет, но помню точно — я был в восторге. Ведь это был не меньше чем новый способ публичного высказывания. Новый способ, в котором выступающий должен быть по-настоящему (новый тип искренности! Старые не работают), по-настоящему интересным и смешным, и в этом смысле стендап легко уделывал публицистику, литературу, кино и театр и что особенно приятно, — громил телевидение на его же территории. Чувствовалось, что можно узнать, как на самом деле видят мир разные люди; что стендап-комик может быть любым; что в мире точно существуют люди, которым смешно то же, что и тебе, и вы на этой почве становитесь друзьями или находите наконец Русскую идею. Я не восстановлю сейчас всего потока сознания, но сам жанр меня, короче, впечатлил.

К тому моменту Владимир Завгородний перевел Эдди Мерфи, Иван Борзов — отрывки из выступлений Дага Стэнхоупа, Брайана Ригана, Ричарда Джени и некоторых других. Я изучил вдоль и поперек блог Куликова, «Скетчи народов мира» (создан в марте 2009), блог Дмитрия Давыдова, который периодически рассказывал про американских комиков, статьи Ивана Денисова на Синематеке и сообщество http://standup-ru.livejournal.com (Илья Якямсев создал его в июле 2009), но этого всего было мало.

В августе 2009 я посмотрел горячо рекомендуемого Куликовым Эдди Иззарда в оригинале и ничего не понял. Я разозлился и сел за перевод Definite Article. Печально, что мне не хватило упорства посмотреть этот и еще пяток концертов с английскими субтитрами, словарём и паузой (позже практика показала, что этого достаточно, чтобы школьные знания восстановились и стало комфортно смотреть с английскими субтитрами. В этом смысле я изрядно затормозил свое развитие), ну да ладно. Мне не хватило ума посмотреть на IMDB, какой из концертов Иззарда выше оценен критиками и зрителями; я не умел пользоваться торрентами и видеоредакторами; у меня не было опыта перевода чего-то попроще. Короче говоря, тому парню я бы вообще не рекомендовал что-либо переводить, но месяца через три дело было сделано.

Реакция была на удивление доброжелательной. Люди, незнакомые со стендапом, реагировали примерно так же, как я два абзаца назад. Это вдохновляло, и, видимо, не меня одного. В том же ноябре появилась тематическая группа ВКонтакте http://vk.com/realstandup, и все чаще стали появляться новые переводы. Тогда пришло желание говорить о стендапе.

Я приставал к друзьям со ссылками то на одно то на другое смешное видео, пока один из них не согласился помочь мне с сайтом. Продвинутые интернет-деятели открывают по 10 сайтов на Вордпрессе в день, но у нас это заняло почему-то несколько месяцев. В итоге ближе к осени план «Ну давай уже откроем и посмотрим, че будет» сработал, и где-то в начале сентября сайт «Стендап-среда» стал доступен. Весь контент представлял собой 4 написанных мной за все это время текста, рубрики и теги никак не отвечали задачам (это осталось и сейчас нашим фирменным знаком, несмотря на то, что два раза все уже переделывалось), но это было уже не важно.

Сейчас у нас есть место на красивом блестящем сервере в Германии (спасибо, русские серверы Контры), несколько авторов (спасибо, авторы), регулярно обновляемая афиша (спасибо, комики и организаторы стендап-событий) и около тысячи постоянных читателей (спасибо, читатели!).

Волна посещений в начале связана с попыткой использования Google.Adwords. Быстрый рост в середине графика — ссылки с блогов Свиридова, Куликова и Денисова в течение двух-трех недель. Сумасшедший пик — dirty-эффект (ссылка в комментариях к посредственному посту).

Думаю, что ко следующему дню рожденья мы дружно посмеемся над этой статистикой, потому что планируем сделать вот что:

  1. Дружелюбный интерфейс для авторов. Сайт планировался как мультиавторский, но сейчас на сайт сам пишет только Николай Куликов, остальные присылают материалы по почте.
  2. Удобная навигация по комикам: каталог, рейтинги, теги. Сайт должен отображать пристрастия народа и в то же время мне хотелось бы пропагандировать тот стендап, который я считаю лучше других.
  3. Расширенный раздел для того, чтобы обсуждать англоязычных но непереведенных комиков по-русски.
  4. Информация о всех стендап-мероприятиях страны.
  5. Все что пожелаете.

Но самое интересное, конечно, не сайт и его кухонка, а развитие стендапа в стране. Сейчас ситуация с ним довольно печальная. Некому ни выступать, ни смотреть. Молодые ребята подражают идиотам и мечтают попасть в телевизор. Но всё, как мне кажется, не безнадежно. Почему? Ну например:

  1. В Москве функционирует несколько площадок для начинающих комиков, в некоторых за выступления даже платят (Открытый микрофон в St.Art Баре и два работающих Comedy Cafe в Алтуфьеве и Реутове).
  2. Существует несколько площадок, где стараются делать нормальный развлекательный стендап: «Стендап-проект», «Стендап-вечер», «Не могу молчать». Нечто с названием стендап происходит в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Самаре, Хабаровске, Перми, Минске, а также в Бердске, Рубцовске и Усть-Каменогорске (Казахстан).
  3. Сольно выступили Комаров и Кудымов. До создания сайта сольно выступал только Куликов. Post hoc ergo propter hoc!
  4. На русский язык переведено порядка 40 стендап-комиков на любой вкус и цвет. Сериалы и телепередачи даже не считаем.
  5. Джордж Карлин стал интернет-мемом.
  6. За последний месяц тематическую группу Вконтакте ежедневно посещало чуть больше 200 человек, наш сайт — чуть меньше. Самые популярные стендап-раздачи на Рутрэкере скачаны около 7000 раз. Общее количество русских людей, которые любят иногда смотреть стендап-комедию с той или иной формой перевода я бы оценил тысяч в 15-17.
  7. Федеральный журнал «Русский репортер» (тираж более 150 тыс.) опубликовал статью, где стендап подавался как самая передовая инициатива в массовой культуре — http://rusrep.ru/article/2011/03/29/humor.
  8. На телеканале «Дождь» (аудиотория до 700 тыс. человек) вышла передача «Мгновения», где рассказывалось про мастодонтов стендапа http://tvrain.ru/teleshow/moments/tvorchestvo_komikov. Правда, посмотрело ее всего человек 200.
  9. На отечественном телевидении пробуются стендап-форматы (Бункер News). Сняты пилоты еще двух проектов. Российские сериалы и телешоу становятся смешнее и качественнее.
  10. Незлобин из Comedy Club записал DVD и отдал его на ТНТ, а ТНТ собирается приобрести Comedy Club Production. Comedy Club всячески продвигает стендап-формат в массы http://piter.tv/event/Funclub.
  11. Ходят слухи о скором запуске Comedy Central в России.

Коротко прошедший год я бы описал так: “Спрос на русский стендап больше, чем предложение”. И мне очень хочется посмотреть, что будет дальше. Если вам тоже – оставайтесь с нами.

  • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

    Лично для меня “Стендап-Среда” – одна из самых приятных находок в гугле на тему комедии. Долгой жизни и процветания вам, товарищи!

  • https://www.google.com/accounts/o8/id?id=AItOawks-K5V35gSsoruBz2iHcgUpx0TL3RMOZI AndAgain

    от меня тоже огромное спасибо

    не скажу что открыл явление стэндапа благодаря вам, но то что увеличил свои познания в этой области до астрономических размеров это точно

    не прекращайте работу, продолжайте выкладывать новые переводы и обзоры разных смешных личностей

    и еще раз спасибо )

Работает на WordPress. Тема Woo Themes