Для справки

Экспортируя “Рэймонда”

Exporting Raymond [Экспорт Рэймонда] — это документальный фильм о том, как автор американского ситкома помогал телеканалу СТС делать адаптацию своего сериала. Читателям, имеющим отношение к промышленному производству юмора, телеконвейеру и российскому шоу-бизнесу в целом, хватит секунды, чтобы осознать величие замысла и пролистать запись до конца — там, как обычно, ссылки на торренты и встроенное онлайн видео, — ну а мы продолжим.

Первым российским ситкомом считается уже основательно забытый сериал «Кафе «Клубничка»(1996–1997) с молодой Марией Ароновой, в будущем известной театральной актрисой, получившей в 2012 году — в 40 лет — Государственную Премию РФ. Неплохое начало, но после этого до 2004 года на ТВ не было ни одного (поправьте, если что) русскоязычного комедийного сериала.

В 2004 появился не вполне классический ситком с ярким национальным колоритом «Солдаты» (2004–2010) и, что нас сейчас интересует больше, — адаптация американского сериала Nunny (1993–1999), мелодраматический ситком «Моя прекрасная няня» (2004–2009). Следом потянулись десятки более или менее успешных адаптаций, из них больше ста серий набрали ситкомы «Кто в доме хозяин?» (2006–2008), «Счастливы вместе» (2006–) и «Воронины» (2009–). О последнем и снят фильм «Экспорт Рэймонда».

Создатель оригинального продукта, успешного американского сериала «Все любят Рэймонда» (1996–2005), Фил Розенталь приехал в Россию, чтобы делать адаптацию сериала для СТС. Он снимал все, что происходило в его жизни после того, как позвонили русские, а потом смонтировал фильм. Он снимал интерьеры и прохожих, в отеле и в гостях, он включил в фильм свои разговоры с телемагнатами, продюсерами, режиссерами, актерами и охранниками, откровенно поделился своим взглядом на происходящее и в итоге получилась настоящая энциклопедия российской телеиндустрии, фильм, который работает не хуже любого учебника по сценарному / юмористическому / телевизионному ремеслу. Легко усваиваемый за счет безупречной драматургии и режиссуры учебник, после которого становятся ясно видны все до единой проблемы нашего телевидения. Ну и конечно это просто очень смешное и оригинально сделанное кино.

«Экспорт Реймонда» вышел больше года назад, и накопилось довольно много рецензий в духе «Новой газеты»:

Фильм о том, как хороший, тонкий и сатирический сериал «Everybody loves Raymond» купили и адаптировали тупые русские в глупый, не смешной и совковый сериал «Воронины».

Я почему-то лишен удовольствия наслаждаться мазохическим подходом к себе, своей Родине и соотечественникам и более того, принять такую точку зрения тоже не могу.

Во-первых — это ложь. Фил Розенталь прямо говорит: фильм о том, что люди очень похожи друг на друга, особенно в телеиндустрии, где высока концентрация самовлюбленных баранов без вкуса и знаний. А все бараны, несмотря на разницу культур, похожи друг на друга. Если вы думаете, что на благословенном Западе дело обстоит иначе, посмотрите ситком «Эпизоды» про британских сценаристов, которые приехали в Голливуд делать американскую версию своего ситкома. Любители тонких американских ситкомов как правило не владеют английским, ну так для вас тупые русские перевели сериал — http://vk.com/episodes_tv. И даже сделали социальную сеть, где можно онлайн его посмотреть.

Во-вторых. Между «Реймондом» и «Ворониными» нет непреодолимой пропасти, «Все любят Реймонда» не является великим художественным произведением, а «Воронины» не беспросветное говно, по сравнению с такими, например, творениями, как «Два Антона» (Flight of the Concords), «Галыгин.Ру» (Seinfeld), «Как я встретил вашу маму» (How I Met your Mother) и «Теоретики» (Big Bang Theory).

В-третьих. Тот факт, что «Воронины» и другие отечественные ситкомы сделаны менее профессионально, чем американские аналоги, не вызывает ни удивления, ни негодования у людей, которые хотя бы примерно помнят, что происходило в стране последние сто лет. Фильм «Экспорт Реймонда» выдает чуть ли не список проблем, которые мешают дальнейшей профессионализации российского телевидения, и за это большое спасибо Филу Розенталю, но ни о каком превосходстве одной культуры над другой речь не идет. Более того: «Самая пронзительная сцена в фильме — Розенталь выходит на сцену МХТ Чехова, куда пришел перекупать актера у Табакова, и с почти религиозным чувством оглядывает зрительный зал. «Русский натурализм! Чехов! Станиславский! Это все началось здесь! Понимаете, прямо здесь!» Кажется, он готов разрыдаться, снобизм ушел, циничные шутки замолкли, он наконец понял, в какую страну, к кому он попал. Затем Розенталь проходит в кабинет Табакова, Табаков показывает ему портрет Станиславского, портрет Гагарина, затем со значительной улыбкой включает чучело поющей рыбы (чисто американская штука-шутка, популярная в глухой глубинке, эквивалент нашего ковра на стене), и, под пение рыбы, продолжает рассказ, как он двадцать лет подряд играл Асмодея. Розенталь с виноватой улыбкой выключает рыбу. «Все понятно». [Егор Просвирнин].

Если уж говорить о глобальных проблемах менталитета, которые чему-то мешают, то стоит сказать об упорном нежелании русских принимать действительность. Начать можно с принятия своей истории и избавления от провинциальных комплексов. Потом — слушать то, о чем говорят на улицах. Когда Дилана Морана возили по Питеру, он кивал на прохожих из окна автомобиля и спрашивал пригласивших его промоутеров, — «А о чем сейчас думает этот человек? Что его беспокоит?». Ответить ему никто не мог. Слушать. Уважать зрителей. Учиться. Работать. Этого должно быть достаточно.

Российское телевидение быстро развивается. Продюсеры перестают гнаться за подделками: после 2010 года успешных адаптаций ситкомов не было. Есть спрос на реальность, и если вспомнить оригинальные ситкомы, то ясно видно, что они становятся все лучше, правдивей и в конечном счете смешнее: «Папины дочки» (2007–, права на него купили, кстати, немцы), «Любовь на районе» (2008), «Универ» (2008–), «Интерны» (2010–), «Реальные пацаны» (2010–).

Незлобин в интервью «Стендап среде» говорил, что на ТВ — острая нехватка молодых сценаристов. Один из продюсеров ТНТ Вячеслав Дусмухаметов говорит: «Нет ничего смешнее тонко подмеченной правды», вторит ему новый гендиректор СТС :

Нашего зрителя уже <выделено С.С.> на мякине не проведешь, особенно молодого, который знаком с западным контентом и не делает скидку на разницу рынков — нашего и западного. Сейчас, чтобы сделать качественный продукт, уже нельзя снимать, как пять лет назад, — по серии в день.

Все как-то понемногу растет. Чтобы росло быстрее — посмотрите «Экспорт Реймонда», он того действительно стоит. Как всегда, на торрентах (с субтитрами) и онлайн (в озвучке):

  • https://www.google.com/accounts/o8/id?id=AItOawnZzIrG1m3hVNGoQaFS7woFXrWdCjAPY38 Дмитрий Овчинников

    интерестно

  • http://nobraintheatre.ru NIlAnt

    Кстати, до “Солдат” стали выпускать ситком “Саша+Маша”. У сериала необычная форма, но помню, в детстве мне он нравился своей душевностью.

    • http://standup-sreda.ru Артем

      Точно, да. С сентября 2003 :). В свое время это было круто, он – айтишник, она – менеджер, русский буржуазный быт, до которого только в Камеди через пару лет додумались.

      Там форма ближе к скетчкому, ну то есть всего два персонажа и довольно-таки однообразные конфликты, а со скетчкомами у нас как-то получше всегда дело обстояло, в том числе оригинальными. Но за напоминание спасибо!

      • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

        Наверное чуть ли не самая удачная из “переделок на русский лад”.

      • Виктор

        “Саша+Маша” был лицензией французского проекта.

        • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

          О чем я и вел речь)

  • olly

    получившей в 2012 году — в 30 лет — Государственную Премию РФ.

    в 40

    • http://standup-sreda.ru Артем

      В 40, спасибо.

  • Виктор

    Фильм просто бомба. Проникся, но задался вопросом – есть ли там игровая часть или всё – живая реакция. Понятно, что фильм смонтирован и подан так, чтобы показать столкновение творца с шоу-бизнесом, уверен, что на деле не всё было так трагично, но в целом очень жизненно.

    • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

      По-моему весь драматизм нагоняется исключительно за счет монтажа, закадровой музыки и реакции Розенталь. Если по-честному нам ведь показали срез самой что ни на есть продакшен-рутины, которая обычно в документалках типа “Как снимался такой-то сериал” выглядит ещё более пресной.

    • Efgeshow

      Я думаю, что вся сюжетная линия с водителем экс-кгбшником выдумана от начала до конца:)

  • Стендап-райтер

    Как заколебал этот феминистический ситкомовский наплыв. Вечный бой подкаблучника и истерички, Аленя и Стервы. Выставление мужика – законченным дебилом.

    Профеминизированному женскому населению интересно глядеть как прессуют “мужика”, как ему мстят за всё, что было и чего не было. Особенно кто болен так называемым “равноправием головного мозга”, поэтому якобы можно спорить и выяснять отношения с мужчиной 24 часа в сутки плюс впускать в свою семью мам-пап-братьев и прочих чужих сторон. Так делают и считают нормой только тупоголовые Кретины, ёпт.

    Увижу когда-то что-нибудь в патриархальном направлении? Конечно нет. Это не выгодно. Остроумный, уважающий себя мужчина, построивший жену за две серии, и пославший всех чужих людешек блуждать по лесу, и там, где нет намёка на конфликт, ссоры, споры, выяснения отношений, где нет места долбоебизму и вонючих зашкаливающих эмоций. Кому такое нужно…

    • http://standup-sreda.ru/ Артем Иволгин

      Интересное наблюдение. Правда, нужны знатоки сериалов – может быть, все не так. Я могу вспомнить в контрпример только Modern Family и Firefly (оба – отчасти).

      • Стендап-райтер

        А вот и не знаком с “контрпримерами отчасти”. Гляну как-то. Для прояснения только.

        Всё так. Ещё как “всё так”.

        Чтобы пропагандировать на ТВ такое, тому есть очень много причин. Весьма выгодных, весьма. Одним махом – и дурак, и дура в лапах у лавочников. Государства.

        Это очень прибыльно, когда жена помыкает мужем. С экономической
        точки зрения. Государству это ещё как по душе. Когда слабые женские
        мозги – управляют тугими и послушными мужскими… кошельками. Надо же кому-то потреблять весь тот мусор на полках супермаркетов . Для этого надо
        сделать дураком и тряпкой мужчину, и чтоб он всё позволял, походу
        отдавая все наличные госпоже, ну, и был готов на всё ради “принцессы”. На этом, кстати, зиждется подавляющие большинство современных, так называемых, комедийных русских сериалов, ситкомов. Например, “Воронины”, “Счастливы вместе”, “Светофор”, в принципе “Универ. Новая общага”, “Сваты”, Саша-Таня, Зайцев +1, и т.п.

        И самое печальное, что этих “героев” – имитируют, подражают, копируют, повторяют, косят, перенимают, сдирают, равняются и идут по стопам как нынешнее поколение, так и будущее (дети).

        зы. Я совершенно не знаток сериалов. Но некоторые приходилось наблюдать с комедийной точки зрения, но в них гнилая подоплёка ещё та. Такая начинка… А юмор – это только вуалирование.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes