Для справки

Интервью с Антоном Борисовым и Игорем Меерсоном, продюсерами шоу “Центральный Микрофон”

Теймур Садигов: Игорь, Антон, здравствуйте. Очень приятно встретиться с людьми, которые впервые смогли протолкнуть на телевидение жанр «стэндап». Вас за это можно только поблагодарить и пожать руки. Скажите, пожалуйста, как вам вообще пришла эта идея, что пора стэндапу появиться на телевидении и как вообще все это развивалось: от идеи в ваших головах до шоу на канале СТС?

Q0TvahEOzj8

Игорь Меерсон (улыбаясь и глядя на Антона): Ну-ка…

Антон Борсиов: Тяжело… Дело в том, что длительное время назад мы начали развивать стэндап в Санкт-Петербурге своими силами, параллельно он начал развиваться в Москве, в других городах, появился вал открытых микрофонов. Мы никогда не изменяли своему жанру и всегда хотели этим заниматься, делать стэндап-шоу. Мы хотели что-то на петербургских каналах сделать, и на московских… Сначала у нас была идея шоу на другом канале, но не получилось. То, что вышло сейчас, получилось только на СТС, за что им спасибо, что рискнули. Нас увидел на мероприятии одном руководитель канала, сказал: «Вот это? Вот это будет у меня?». Мы ему сказали, что да, это, но вы знаете, что стэндап вживую и в телевизионной камере — немного разные вещи. И бросили все силы на это.

При создании идеи «Центрального микрофона» вы ориентировались на какие-то западные аналоги, что-то вроде «Comedy Central presents», или решили создать нечто свое, русское?

Игорь: Мы вообще ориентировались на международный различный референс, пересмотрели очень много (с телевизионной точки зрения пересмотрели: как снимать, что показывать). И не только американские шоу мы смотрели. Канадских очень много, и британских. Главное, что мы переняли, это подход: мы в нашу программу берем ребят с материалом, который уже проверен на живых выступлениях. И это совсем другое дело, когда ты многократно проверенный материал выдаешь.

Для кого вы делаете этот проект: для массового зрителя, чтобы приучить его к стэндапу, или для российских стэндаперов?

Антон: Невозможно телевизионное шоу на федеральном канале создавать для своих ребят, это было бы очень дорого для всех, но это отличная идея.

Игорь: Дело в том, что мы правда ориентируемся на трендсеттеров, без этого никуда. То есть сейчас в в трех-четырех крупных городах есть боевые единицы живого стэндапа. но если на этом плацдарме мы создаем шоу на федеральном канале, то мы должны потакать массовому зрителю.

Антон: Вот про вашу фразу «приучить»… Мы осознаем, что это СТС, и что он пошел на риск, поэтому мы при монтаже стараемся смягчать некоторые монологи… Нет, если бы мы делали для своих, то и темы были бы острее, жестче, времени было бы больше, а пока это ориентировано на аудиторию канала СТС, возможно, ТНТ. Мы стараемся идти по этой тоненькой ниточке, но всем мил не будешь, есть отрицательные отзывы, и это нормально.

Я хочу рассказать вам одну вещь, попробуйте ее как-то прокомментировать. Мы, молодые зрители стэндапа, молодые выступающие в жанре стэндап, мы все «испорчены» (в хорошем смысле) американским, британским стэндапом, просто пока больше нечего смотреть, массового русского стэндапа нет. Основной претензией главного стэндап-сообщества в интернете являлось вот что: по первым трем выпускам казалось, что смысл шоу — это еще раз засветиться по телевизору продюсерам со своими набившими оскомину монологами про отношения. Но как только в пятом выпуске были выпущены молодые комики (Соболев, Ланской, Москвин)…

Антон: Простите, как вы сказали? Молодые? Соболев — молодой комик?

Я понимаю удивление, я имел в виду, что они более современные, учившиеся по записям и книгам зарубежных комиков. Так вот, как только их выпустили, шоу тут же стало острее, живее, интереснее и похоже на зарубежные аналоги.

Антон: Слушайте, ответом на ваш спич будет следующее: мы никогда не отделяли себя от всех любителей стэндапа, их сообществ. Странно, что вы говорите : «набившие оскомину монологи об отношениях», ни разу на российском телевидении для людей не было стэндапа. Не может человек, ни разу его не видевший, не приходивший на open-mic с 20-ю выступающими, сразу услышать монолог про религию, с внутренними страданиями, о чем-то еще… В следующих выпусках и у Игоря, и у меня есть определенные темы, с которых мы не могли начать. Нужно было плавно войти на канал, чтобы не шокировать аудиторию. Возвращаясь к предыдущему вопросу: для кого мы все это создавали: мы делали для зрителя, поэтому читали монологи об отношениях, чтобы не испугать его.

Мы должны радоваться, что на хорошем канале появилось хорошее шоу и мы ни в коем случае не ограничиваем, что могут выступать только Элвис и Борисов. Это открытая система, мы ребят абсолютно прозрачно набрали, в отличие от другого джентльмена, который сманил определенную часть людей, мы открыты, из open-mic к нам можно попасть, мы не замкнутая система, поэтому странно слышать про «набившие оскомину монологи об отношениях».

Как пояснил Антон после окончания интервью, ранее ими был отснят пилот со Славой Комисаренко, Дмитрием Романовым и Сашей Шаляпиным, но позже Вячеслав Дусмухаметов переманил их в проект «Stand Up», и проект пришлось переделывать.

То есть, мы можем передать зрителям, что можно надеяться в дальнейшем на абсурд, жесть, политику?

Антон: С каждым разом, как только зрители будут свыкаться с нами, с тем, кто мы, со стэндапом, будет больше молодых выступающих, мы увеличим длительность намного. Можете сообщить, что будет.

Скажите, пожалуйста, как проходил набор в участники шоу? Просто было видно, что некоторые выступающие со стэндапом раньше дела не имели. И еще: зачем были нужны музыкальные гости? Владимир Кристовский со своим музыкальным стэндапом смотрелся ужасно.

Игорь: Мы хотели создать такую программу с определенным эмоциональным посылом. Пригласили музыкантов, которые, на наш взгляд, своим творчеством могут поставить точку в эмоциональном посыле, который мы даем своим стэндапом. А Володя Кристовский — совершенно замечательный человек, и я абсолютно не согласен с тем, что…

Антон: Слушайте, значительное время я не слышал с экрана стихов…

Игорь: Он не претендовал на стэндап, он был гостем, завершающим программу.

Антон: Очень сложно говорить, вот вы спрашиваете с претензией, что такое стэндап, что такое не стэндап… Существуют определенные рамки телевизионного шоу, зритель должен увидеть не только незнакомые лица, но и людей, которых он уже встречал. Да и вы же не спрашиваете, почему у вас в конце была группа IOWA, это же не стэндап. И никто не ругается : вот, какой ужасный стэндап у IOWA, зарифмованный, мелодичный. У Володи были стихи, он наш друг, отличный музыкант.

Вы активно отслеживаете отзывы о шоу в интернете, где обычно их смотрите?

Игорь: Я не смотрю.

Антон: Мы ориентируемся на рейтинговые доли, процент смотрящих шоу.

Ну судя по тому, что шоу съезжает дальше и дальше вниз по сетке…

Антон: Нет, нет, это не шоу съезжает, это канал выбирает лучшее время для показа этого шоу. Вполне может быть, что следующий выпуск выйдет не в полночь, а в двадцать три часа. Редакция канала смотрит, что за чем лучше ставить, чтобы зрители, которые сейчас на канале, не выключали телевизор при виде заставки. Выходя сразу после прайм-тайма, мы ориентируемся на массового зрителя, а не на себя, хотя мы бы с радостью стояли бы около полуночи или в шесть утра (улыбается) и показывали то, что интересно нам.

А почему на афише «Центрального Микрофона» появился логотип «Paramount Comedy»? Вы собираетесь как-то с ними сотрудничать?

Игорь: Да нет, это маркетинговая история, там много логотипов, не только «Paramount Comedy», почему вы именно его выбрали?

Потому что это специализированный канал.

Игорь: Да, специализированный. Мы дружим с ними и эта дружба наверняка выльется в сотрудничество. На данный момент просто поддерживаем друг друга.

Можете переехать на этот канал?

Игорь: Неее. Ну что значит переедем?

Это специализированный комедийный канал, возможно, там можно показывать что-то более раскованное.

Игорь: Согласен, не исключаю такой возможности. Но пока мы поддерживаем друг друга в плане маркетинга.

Вам самим нравится готовый результат, то, что сейчас показывают по телевизору, или будете улучшать?

Игорь: Нам нравится, мы собираемся улучшать. Я бы порекомендовал интернет-сообществу, с которым я не очень знаком, будучи «фермером», перестать портить себе карму. Просто если человек любит стэндап, то он должен понимать, что чтобы что-то расцвело, дерево, на которое ты молишься, должна появиться почва. Поэтому мне кажется то, что мы делаем, это та самая почва, на которой лет через пять в России будет стэндап-революция, поэтому какие-то отрицательные отзывы абсолютно недостойны истинных любителей жанра, которые понимают, что шоу — пока лишь первая ступенька. Следующую, надеюсь, сделаем все вместе.

Внезапно в разговор вмешивается брутальный Эд Мацаберидзе с горящими глазами и гневной отповедью всем критикам:

xfzI4lKBz9k

Эд: Почему вы так по-доброму все говорите?

Игорь: Мы так и думаем.

Эд: Нет, серьезно, те люди, которые говорят, что шоу неправильно делается, либо не так, как в Америке, круче, веселее, смешнее, что сделали эти люди? Как много они сняли своих проектов, мне просто интересно? Количество успешных проектов…

Антон: Эд, дело не в этом…

Эд: Хорошо, второй вопрос: не получится, как в Америке, менталитет другой, телевидение другое, у нас цензура намного жестче, чем у американцев. Нельзя у нас такое говорить, как у американцев. На вечеринке может быть очень смешно, прямо супер-смешно, даже старые бабушки будут смеяться, были случаи, смеялись, а в телевизор это брать нельзя. Не потому что пошло…

Антон: Мы проделали длинный путь, много сделали для стэндапа, не разговаривая в нете, а завозя иностранных звезд за свои деньги, не отбивая их, кстати. Заходите на концерт Эдди Иззарда (показывая в камеру флаер концерта)

lJVfwl9n5cI

Эд: Да, вон и киндерами одними питаются (показывая на лежащее перед Антоном яйцо из «Киндер-сюрприза»)

Антон: Это целая работа, которую мы делаем, наша жизнь, мы живем этим.

Я вас понял, давайте немного снизим градус беседы, кажется, он немного повышен…

Антон (улыбаясь): Уберем Эда? «… что вы так мило все говорите…»

Не секрет, что в отсутствие примеров для подражания в России все молодые стэндаперы учились по записям концертов или учебникам зарубежных комиков. Но я также знаю, что у нас в Петербурге выступающие на open mic слабо разбираются в зарубежном юморе: им знакомы Карлин и Иззард, и даже суперпопулярного Луи Си Кея смотрят не все. Как вы считаете, молодым комикам нужно перенимать повадки, стили, фишки зарубежных звезд или нужно вырабатывать нечто свое?

Антон: Вот смотрите, когда вы начинаете заниматься какими-то танцами, нужно смотреть на Фаруха Рузиматова и что-то воровать у него? Дело в том, что в любой деятельности, когда ты находишься на стадии обучения, ты начинаешь копировать чужие элементы поведения. Так и здесь, ничего страшного в этом нет.

Просто как бывает: выходит молодой парень на сцену и читает мораль в стиле Карлина.

Игорь: Смысл в том, насколько прокачан мозг того, кто собирается копировать образ. Человек, который понимает, что он из себя представляет, может посмотреть какой-то заграничный аналог и взять себе какую-то фишечку или манеру поведения на сцене, но перенимать содержание не нужно и глупо. У людей другой менталитет, поэтому чужая манера поведения не пройдет.

Антон: Чтобы стать лучшим, уникальным, конечно же, нужно брать немного чужого, но в итоге ты станешь самим собой. Я удивляюсь, когда молодые комики учатся по записям, потому что все нужно пропускать через себя. Но мы воспитаны на других школах.

А вам самим нравится кто-нибудь из зарубежных комиков? Старые комики или новое поколение?

Антон: Только Дилан Моран (оба смеются).

Игорь: Нам правда больше нравятся британские.

Антон: Да-да, мы не американоиды.

Давайте перейдем к сегодняшнему мероприятию: расскажите, что сегодня произошло, как были связаны Эдди Иззард и «Центральный микрофон»?  (разговор проходил 7 мая, после концертом в «Буквоеде»).

Игорь: А, да практически никак, ребята из «Центрального Микрофона» приехали в Питер к нам на завтрашний концерт, и просто в соседнюю дату появилась возможность организации опен-майка, которые являются обязательным условием накопления материала, а сам опен-майк посвящался приезду Иззарда в Россию. Но также регулярные опен-майки под эгидой «Центрального Микрофона» мы намерены запустить в ближайшие недели в Питере и Москве.

Можно услышать более подробную информацию об этих открытых микрофонах?

Игорь: Никакой секретности — пока ищем постоянную площадку, регулярные опен-майки будут.

Вы в Петербурге собираетесь конкурировать с опен майком Ильи Соболева и Степана Пестрякова, который проходит под эгидой петербургского «Comedy»?

Игорь: Смешно даже говорить об этом. Сколько человек участвует в этом опен майке?

Человек двадцать стабильно выступающих.

Игорь: Двадцать человек это не семьсот двадцать. Эти двадцать человек будем рады видеть у себя, просто лишняя площадка появится для Петербурга. Лишняя возможность выступить, сделать выводы.

Антон: Конкурировать не будем, опен-майк подразумевает, что любой может выйти и выступить, чем конкурировать тогда?

Вам сегодня приглянулся кто-нибудь из молодых выступающих?

Игорь: Дело в том, что мы сегодня три часа выступали в витрине (имеется в виду стеклянная витрина Буквоеда, выходящая на Невский проспект), поэтому никого не видели. Но мы все происходящее снимали на камеру, поэтому посмотрим позже.

Может, расскажете, что творилось у вас на улице?

Игорь: Жесточайший интерактив. Кстати, я смог полтора часа продержаться.

Антон: Мы нервничали, ведь уличный стендап не подразумевает рассказа длинных монологов, мы основывались на коротких шутках, интерактиве, сегодня не смеялись, было сложнее, но интерактив работает. Когда стоит толпа, которая не сконцентрирована на тебе, приятно удерживать ее два часа.

Были какие-нибудь хеклеры?

Игорь: А как не быть? Это ж Невский проспект, майские праздники, одни хеклеры и были (улыбается).

А как в целом вы к ним относитесь: считаете их неотъемлемой частью стэндап-концерта или от них лучше избавляться с помощью охраны?

Антон: Ну я вот никогда не опасался выкриков.

Игорь: А я вот не знаю, как ответить, культура этого выкрикивания тоже должна быть. То есть когда человек является частью происходящего, ты можешь зацепиться за то, что он сказал и вы вместе продвинете вечер на более высокую точку юмора. А человек, настроенный на разрушение вечера, таких нужно выводить.

Вмешивается Николай Куликов: Очень классно вы оветили на вопрос про хеклеров — Игорь перебил Антона.

Давайте пару слов про ваш проект «Stand-Up Original». Расскажите, как в прошлом году вы решили, что пора звать Морана, что люди созрели для того, чтобы услышать стэндап на английском языке и как вообще из далекой, страшной, заснеженной России вам удалось достать мировую звезду стэндапа?

Антон: Думал, сейчас скажешь «…из далекой, страшной, заснеженной Англии…». На самом деле это смешная история: нас отзвонился Дилан Моран, и все, и завертелось. Мы, естественно, сказали : «Сможем». Причем я на очень среднем уровне знаю английский, и я не мог понять, что говорят. Потом Игорь все разобрал, мы составили план, бизнес-проект. Но сначала это было шоком, я сообщал Игорю: «Игорь, нам звонит Дилан Моран» , а он «Да-да, а Луи Си Кей не звонит?»

Кстати, было бы хорошо, если бы позвонил Луи Си Кей.

Игорь: Позвонит после Иззарда.

Какие планы по развитию «Stand-Up Original»? Будете привозить американских комиков?

Игорь и Антон (вместе): Будем.

Антон: Это следующий этап , за английскими.

Игорь: В следующем году будем.

Антон: Уже идет работа по появлению в России американского стэндапера.

Спасибо за интервью, было приятно побеседовать.

Антон: Лишь бы вас ничего не раздражало.

Новые выпуски «Центрального микрофона» — каждое воскресенье на СТС, концерт Эдди Иззарда в Петербурге — 13 июня, в Москве — 14 июня.

, , , ,

  • http://twitter.com/Mela_Mark Марк Меламуд

    У тебя нет своего проекта на СТС, так что нехер критиковать, сначала добейся!

  • Иван

    Молодцы ребята, че сказать.

  • http://twitter.com/CuriousPsyduck Dookie

    Антон и Игорь большие молодцы, полностью понимаю их позицию на счет выбора тематик и формата вообще. Спасибо им за все, что они делают для развития стендап комедии в России.
    Все было бы вообще замечательно, если бы не Эд с его ебланскими замечаниями про “сначала добейся”.

  • Splendid

    Если люди не могут писать правильно “стендап”, а не “стЭндап”, то о каком стендаповском будущем вообще мы говорим? Пишите правильно, пожалуйста. Начинайте с азов.

    • Антон

      Ты конечно классный, но правильно пишется “стенд-ап”.

      • http://standup-sreda.ru/ Артем Иволгин

        На самом деле пишется “стэнд-апп”.

        • Deni

          На самом деле пишется “stand-up”, а по-русски это не пишется, потому что слова такого нет. По крайней мере не было. До стендап среды не было, ага ;)

          • http://standup-sreda.ru/ Артем Иволгин

            Можно и так.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes