Для справки

Интервью с Кириллом Сиэтловым: всё о «Божественной комедии»

Теймур Садигов: Для российского андеграундного стэндапа (да и вообще стэндапа в целом) — это большое событие, первый профессиональный спешл от одного из самых известных комиков (насколько вообще можно говорить об известности в этой сфере сейчас). Не буду оригинальным — как тебе в голову вообще пришла идея записать альбом и видео? Давно мечтал об этом или по ходу гастролей решил?

Кирилл Сиэтлов: Тур, аудиоальбом в магазинах, видеоспешл — тем, как все быстро произошло сейчас, я пытаюсь нагнать упущенное в прошлом. Садитесь в кружок, я расскажу вам сказку о потерянном времени. Первый мой полнометражный стэндап состоялось только 3 апреля 2013, а материала, чтобы закрыть час, было и за год и за два года до этого. Телился я, потому что не понимал, как связать воедино все эти разрозненные идеи и мысли. Часовые выступления Стюарта Ли и Саймона Амстела обладают некой синергией — они больше, чем сумма частных битов и историй. Я не понимал, как устроить, придумать что-то часовое, настоящее и честное — а конкретный материал, листочки которого застелили полы до самой веранды, казалось, только сковывал, связывал мелкими песчинками ничтожных сиюминутных шуток, которые рассыпались — стоило только попробовать взять горсть побольше.

Но зимой 2012—2013 мы сняли «Центральный микрофон». В первом пуле у меня записали 4 блока, в сумме около 15 минут каждый. Выступления были сложенные, сбитые, я всё рассказывал не первый раз. Даже бедная, измученная, избитая массовка смеялась. На площадке это был успех. Но уже тогда, к досаде, стало ясно, что большая часть отснятого меня ни в какие эфиры не войдёт по определенным субъективным причинам, а что и войдёт — войдёт с безжалостным монтажом. Мне хотелось показать материал так, как он был задуман, такой director’s cut. Режиссерская версия четырех номеров и составила основу первого сольника. И, конечно, я понял, что шоу такого порядка мог сделать давно. В нем не было цельности вообще — но его нужно было сделать, чтобы понять, где я нахожусь и куда двигаться дальше. Причём люди были очень довольны — что совсем развязывало мне руки идти дальше на любые творческие эксперименты, не теряя аудиторию.

С апреля я с удивлением среди новых заметок и идей стал обнаруживать не только, как раньше, шутки и истории, но и структурные задумки для нового шоу. Появлялась структура. Осенью я уже знал, что накопленного материала хватит, чтобы налить собой новую структуру. Как раз тогда со мной связалась Даша Косовец от Центра им. Мейерхольда, она видела мои вечера в ZaVtra, — и попросила провести у них что-то стэндапское. Звезды сошлись. Мы запланировали 23 ноября для моего нового сольного шоу.

Я понимал, что это будет уже нечто большое, чем просто сборник шуток — был смысл организовать аудиозапись. В видеоформате своими силами я всё равно не смогу конкурировать с телепроизводством, а вот стэндап-аудиоальбомов у нас никто даже не пробовал делать. Традиция умерла где-то на пластинках Райкина и Петросяна. На аудиокассетах уже, наверное, ничего не было. В iTunes и MP3 ты будешь первый, и, по крайней мере, пока никого больше нет в этой нише — лучший.

Женя Евстигнеев и Артём Иволгин проконсультировали меня по тому, как записывают аудиоальбомы в мире. Я прослушал несколько случайно скачанных с рутрекера альбомов: Марк Мэрон был мил, Калигула Джесельника — ничего такая, ещё один человек с весьма тупым и прямолинейным юмором внезапно понравился, забыл, как его зовут, а вот Бирбиглию не смог вытерпеть — яростно удалил с плеера. В процессе прослушивания я убедился, какой это крутой формат, как это, блин, удобно, когда ты заливаешь комика в плеер или телефон — и слушаешь, пока идешь по улице. Точно надо это делать. Но мысль о том, что придется где-то доставать/арендовать оборудование, убивала меня.

И тут как-то раз мы приходим с Ирой в торговый центр «Атриум», гуляем, а там идёт какой-то фальшивый праздник, посвященный скидкам на что-то. Ведет весь праздник Сережа Мезенцев. Мы с ним познакомились летом на площадке фильма «Стартап». Я вообще был не уверен, что он меня помнит — но подходим к нему за кулисами. Сережа внезапно выдает мне речь про то, что он смотрел мои видео, у меня крутой материал, но абсолютно неправильная маркетинговая позиция, что нужно выкладывать только лучшее, и тогда будет сразу популярность — что-то такое. Я ему говорю, что у меня будет скоро сольное шоу, и я хочу его записать на аудио — мол, нет ли у него такого человека, каких-то звукорежиссеров знакомых или оборудования. Он дает мне телефон, говорит перезвонить на днях. Звоню ему на днях — он кидает мне контакты звукорежиссера и еще предлагает оператора. Я говорю, что спасибо, но не надо — видео этого снимать бессмысленно — мы все равно не победим телевизор и дорого к тому же, у меня-то денег совсем нет. Он сам перезванивал мне еще несколько раз, несколько дней и уговорил, что меня только надо снять прилично — а потом материал уйдёт в интернеты и это окупится сто раз. Дальше я только рекламировал. Маргарита Якобсон помогла с рекламой.

ТС: Как получилось организовать такой большой гастрольный тур? Я знаю, что по ходу тура в график добавлялось все больше и больше новых городов. На тебя выходили организаторы или ты сам искал возможности?

КС: 10 октября по поводу «А не выступить ли тебе в Питере со своим сольником?» ты мне сам написал. Питер недалеко, еду один. Даже дорога может окупиться — конечно, поеду. Раз есть Питер — я разместил объявление в группе, что готов демонстрировать «Божественную комедию» в любых городах и странах. Сразу написал мой друг Саша Долгополов из Воронежа. Потом — уже 23 на выступлении в Москве был другой мой друг — Ваня Кошлин из Мурманска, мы давно что-то думали сделать за полярным кругом — а тут он как-то собрался и назвал мне точную дату. Еду в Мурманск, значит. Зовут в Новосибирск. В друзья добавляется Дима Федирко из Киева — зовет приехать уже после Нового года. Гастроли разрастаются — я уже сам кидаю клич стэндапщикам Самары, Минска, Екатеринбурга, Гомеля, Одессы. Максим Дмитриев из Самары воспринял идею на ура. Белорусы долго присматривались и думали, пойдут ли на меня люди и насколько это окупится: гомельцы отскочили, а Женя Свиридович из Минска мужественно рискнул. В Екатеринбурге мне написали, что договорились с помещением. Уже во время тура мне написали новгородцы и кемеровчане.

Инфографика всего расстояния, которое преодолел Кирилл в рамках масштабных гастролей (автор: Андрей Чаушеску):

Безымянный

ТС: Кого больше было среди организаторов: таких же стендап-комиков или не относящихся к юмору людей?

КС: Организаторами почти везде выступали либо местные стэндапщики, как в Питере, Воронеже, Самаре, Минске и Великом Новгороде, либо арт-директора и представители самих заведений, как в Новосибирске и Кемерово. Исключением были Мурманск, где приезд организовал мой друг Ваня Кошлин, музыкант и директор мебельной фабрики. А в Киеве — Дима Федирко, человек, который до того вообще не имел никакого отношения к организации мероприятий. По его словам, он просто захотел меня привезти за свой счёт. Теперь Дима — мой более-менее официальный представитель в делах касаемо Украины.

ТС: Где тебя встретили лучше, а где хуже всего? Только пожалуйста, не называй Петербург в «хуже всего», я понимаю, что там получилось хреновенько, но я от всей души старался.

КС: Прямо плохо не было нигде. Мне часто говорят, что у меня какой-то странный, «нетакой» юмор — тур для меня лишний раз доказал, что люди в самых разных городах смеются и хотят смеяться вместе со мной. Например, шутка про «зрителей времен войны» заходила вообще везде — для меня это очень странно. Она абстрактная, непонятная — но смеются над ней везде. Каждый город в этом плане добавлял несказанной радости. Но если попробовать сравнить: где сложнее было найти контакт с аудиторией, то не обижайся, но действительно, сложнее всего было, наверное, в Питере и в Минске. Поначалу я валил это на то, что в обоих случаях была не самая плотная рассадка при очень высокой «эстрадной» сцене. Но потом такая же относительно неплотная рассадка и высоченная сцена была в Кемерово, а там всё пошло намного быстрее и легче. Думаю дело в том, что Минск и Питер — столичные города, в которых уже относительно развита стэндап-инфраструктура. У людей, идущих на такое, есть некие ожидания в голове. Они достаточно жесткие и устоявшиеся. Ломать их тяжело. Новое им воспринять принципиально сложно. Вот, например, Мурманск — там это был вообще первый стэндап ever. Пришли люди, которые понятия не имели, что ожидать. Первые 20 минут они за редким исключением внимательно смотрели на меня с очень сдержанной реакцией — как будто бы ждали, что я посыплюсь, или признаю свою несостоятельность и некомпетентность. Но когда через 20 минут они увидели, что шоу идет в том же ключе, то что происходит на сцене — нормально, и, видимо, так и должно быть — они начали смеяться. Искренне, громко и радостно. Минск и Питер — та же самая картина, только въезд дольше.

На удивление, самый жаркий прием был в Великом Новгороде. У них стэндап-то только делает первые шаги. Но откуда-то на меня набился полный зал народу. Они смеялись, хлопали везде, где это вообще было возможно. Несмотря на странную планировку зала, несмотря на отсутсвие сцены — был угар.

ТС: Вообще, после того, как ты побывал во многих городах (и даже странах), увидел людей, которые приходили на твои концерты, что скажешь, готов ли зритель ходить на одного комика, как на Западе, или нам еще долго отвыкать от вечеров стэндап-комедии, построенных по типу камеди клаб, когда за вечер выходит много человек с маленькими номерами, монологами?

КС: Да, люди вполне готовы ходить на что угодно осмысленное. Тут так: ты готов к сольным публичным выступлениям, если можешь прочитать программу перед пустым залом и тебя это не смутит. Людям главное, чтобы ты не смущался, чтобы от тебя шла энергетика «всё правильно, всё как надо, это время вашей жизни проходит осознанно». Эта энергетика должна сначала быть в рекламе, потом еще больше — на сцене. И уже изнутри её можно наполнять чем угодно, к сожалению.

ТС: Если не секрет, поездка куда окупилась больше всего?

КС: Секрет. Расхождения в прибыли по разным городам очень небольшие. Они скорее продукт того, что транспорт по туру был очень неоднородным — где-то я делал за день две пересадки на самолётах, а где-то — ночь на поезде, в Кемерово вон ехал на машине.

ТС: Происходили какие-то интересные истории за время гастролей в поездках, на самих концертах?

КС: Я сходу и не вспомню. Дело такое — по каждому городу в блоге я делаю развернутый пост с картинками. А потом на том же канале, что и спешл , выйдет многосерийный документальный фильм, который я уже собираю только своими силами, где каждому городу будет посвящено, как минимум, по серии. Там я как раз отчитаюсь за все интересные истории, или я несостоятелен как режиссер документального кино.

ТС: По каким критериям будешь оценивать хайп, успех от выпущенного альбома и концерта? Повлияют ли эти итоги на желание выпустить вторую запись или ты в любом случае это сделаешь, из любви к искусству?

КС: Никак не оценивать. Я знаю, куда я иду, и как туда добираться. Я только не знаю, сколько это займёт. Нужно продолжать дорогу и не сомневаться. Следующий тур, после которого, ломая русскую традицию, хочу записать следующий спешл, планирую на август-сентябрь.

ТС: Расскажи про людей, которые помогали тебе с гастролями.

КС: В гастролях неожиданно помощь понадобилась в Екатеринбурге — мы вроде договорились с местными ребятами, что я у них выступаю. Потом уже будучи в других городах, я смотрю — а вконтакте никакой активности по рекламе с их стороны, я начинаю им писать спрашивать, а они мне говорят: «Почему ты не рекламируешь выступление в Екатеринбурге?» Они мне это пишут! Я говорю, что у меня в друзьях там человек 5 от силы из Екатеринбурга. Кому я буду рекламировать? Они: «Мы договорились с клубом. Мы сделали всё, что от нас зависит. Дальше — сам.» Вот это было удивительно. То есть я оказался вынужден дистанционно организовывать мероприятие в чужом городе, в котором до этого никогда не был. Вышел на связь с Кириллом Порозовым и Денисом Романцовым — они сильно помогли на месте. Саша Незлобин делал какие-то анонсы в соцсетях. Вместе вытянули всю организацию — и в итоге всё прошло прекрасно.

ТС: А со съёмкой, монтажом и тому подобным?

КС: Ребята, которые были на звуке и на камере: Вася Федоров и Валя Ситников — порадовали. Они, каждый, пришли отрабатывать, а в конце благодарили, говорили, что смеялись. С меня за смех даже денег в итоге меньше взяли, чем сначала договаривались. Сережа Мезенцев помогал абсолютно безвозмездно — за идею. Он безжалостно резал куски, если шутка не до конца зашла, если снято неудачно, если что-то не так. Сережа адепт подхода «больше выбросили — лучше получилось». Совершенно чудесное то, что у него есть свой взгляд и убежденность в том, что он прав — так что финальный монтаж, финальная редакция — это плод равносильного столкновения наших с ним мнений, плод жесткой борьбы. Только противостояние, только подобная борьба может подарить уравновешенность продукту.

ТС: Какие у тебя планы на будущее? Есть в мыслях что-то грандиозное, участие в каком-нибудь теле-проекте? Ведь наверняка сейчас будет скучно участвовать в открытых микрофонах после выпуска целого спешла?

КС: Выход спешла — очередной шаг в рутине ежедневного саморазвития. А спортсменам после олимпиады скучно снова идти на обычные тренировки? Нет, изнутри это всё мало отличается — снаружи: что-то — тренировка, а что-то — отчетное выступление. А внутри — ты просто бесконечно оттачиваешь мастерство.
Я без предрассудков абсолютно открыт к участию в чём угодно достойном. Как автору мне интересно учиться писать новые форматы, в максимально жестких и абсурдных условиях. Как выступающий я готов выходить на сцену только со своим материалом, без образов, без русской рулетки с непредсказуемым монтажом, и без закрепощения по контракту. Ограничение на «только свой материал» — не клетка, а установка быть верным себе. В этом «только моём материале» у меня богатый многолетний багаж и для любого проекта, который сможет меня заинтересовать — что-то точно найдётся.

Друзья! Если вам понравился концерт и аудиоальбом Кирилла, выложенные в свободный доступ, поддержите комика, приобретайте альбом «Божественная комедия» на iTunes и Google Play. И поставьте Кириллу звезд, сколько не жалко, это для будущих поколений важно.

Кирилл Сиэтлов
VN:F [1.9.22_1171]

,

  • Denis Osokin

    Сиэтлов заполонил интернеты
    Сиэтлов снимался в кино
    Сиэтлов снимался в порно
    (он отрицает , но…)
    Сиэтлов объехал Рашу
    Сиэтлов не торт , но чизкейк
    Он кушает манную кашу
    Сиэтлов – как гарлем шэйк
    Он как мотив гарлем шэйка
    Он истина, свет ,идеал
    Да он ваабще просто супер!!!
    Но как же он заебал !
    (з.ы. респект и уважуха Кирилу , а эпиграммы – признак успеха ) Желаю дальнейшего творчески бесконечного совершенства !)

  • Chris

    Очень забавный и позитивный чувак)

Работает на WordPress. Тема Woo Themes