Для справки

«Лаборатория юмора», харьковское стендап-телешоу

Лаборатория юмора

На Харьковском телевидении идет стендап-шоу «Лаборатория юмора». Про переход от живого шоу к телевизионному, про редактуру, цензуру, соревновательный элемент в стендапе, Украину и, кажется, кое-что еще, рассказал «Стендап-среде» один из организаторов и вдохновителей «Лаборатории» Артем Кобзан.

Что такое «Лаборатория юмора»? Как все начиналось?

Знаменитый в прошлом КВНщик, чемпион высшей лиги в составе команды ХАИ, а ныне продюсер креативного бюро «ФёдорМихалыч» Игорь Диденко загорелся идеей создания площадки для юмористических экспериментов и сумел зажечь этой мыслью всех «Михалычей».

Команда КВН ХАИ

Игорь Диденко справа, слева Глеб Тимошенко. Вместе они – творческое объединение “Два товарища”.

И вот в июне состоялась первая вечеринка, или, точнее, первый эксперимент «Лаборатории юмора». Суть эксперимента была проста — выяснить, кто смешнее, стендаперы или миниатюрщики. Судьбу каждого опыта решали зрители. В итоге с минимальным перевесом 3:2 победу одержали стендаперы. Уже после этой вечеринки в среде организаторов и лаборантов появилось мнение, что «Лаборатория» должна превратиться в стендап-шоу.

Окончательное решение было принято после второй вечеринки. На этот раз начинающим харьковским стендаперам противостояли зарубежные мэтры — Крис Рок, Деметри Мартин, Дэйв Шапелл, Джимми Карр, Луи и сам Джордж Карлин. Естественно, собрать такую компанию в Харькове было невозможно, а видео сильно уступает живым выступлениям. Это и подтвердили зрители «Лаборатории», отдав победу со счетом 5:1 местным комикам.

Третий эксперимент помог выяснить, что мужской стендап все-таки чуточку смешнее женского, хотя выяснилось это лишь после заключительного опыта. К этому моменту «лаборатория» стала настолько популярной, что билеты были раскуплены за несколько дней до начала, а в день мероприятия зрители были готовы платить двойную цену за стоячие места.

Такая популярность «Лаборатории юмора» подсказала организаторам следующий шаг — программа должна была стать телевизионной, пусть пока и на региональном харьковском уровне. И вот в октябре прошли четыре телевизионные вечеринки «Якитория Stand-Up Cup» (они тоже были живыми — со зрителями, с продажей билетов, только длились чуть дольше, чтобы материала хватило на 12 программ).

Эфиры «Лаборатории юмора» проходят на телеканале «Фаворит-ТВ» с ноября 2013 по январь 2014 года.

На живых вечеринках была соревновательная составляющая, а в самой телепрограмме?

В телевизионную версию вошли чистые выступления стендаперов, в реале было 4 кафедры (кафедра классического стендапа, кафедра экспериментального юмора, кафедра любителей сладкого и кафедра женской логики), которые на предварительном этапе встретились каждая с каждой, а в итоговой вечеринке разыграли первое и третье места. В итоге в финале очень неожиданно победили девушки, которые в сухую разгромили классиков 3:0. (Каждая вечеринка состояла из двух экспериментов, по три опыта в каждом).

В чем преимущества такого соревновательного формата, почему нельзя просто взять и дать смешным комикам выступать?

Во-первых, такой формат позволяет зрителю быть непосредственно задействованным в мероприятии. Зрителям нравится самостоятельно решать судьбу лаборантов, это добавляет им адреналина.

Кроме того, это добавляет интереса и самим стендаперам. Ну а человек, который становится стендапером дня, получает еще и приз от нашего генерального спонсора.

Нашему зрителю тяжело выдержать два часа чистого стендапа, тем более пока наши лаборанты не имеют опыта и харизмы, сопоставимой с Крисом Роком или тем же Незлобиным. Поэтому из каждой вечеринки мы делаем небольшое шоу — у лаборатории есть узнаваемое музыкальное сопровождение, в перерывах между блоками поют приглашенные певицы достаточно высокого для Харькова уровня. Важным элементом этого шоу являются и голосование. За семь мероприятий у нас еще не было ни одного зрителя, который бы попытался уйти сразу после последнего выступления стендапера — все с удовольствием слушают певиц, голосуют, дожидаются финального подсчета и приветствуют стендапера дня.

В телеэфире всего этого не было, так как телеэфир был ограничен 20-ю минутами, то есть если отбросить обязательства перед спонсорами, шапку программы и представления стендаперов, на чистые выступления оставалось лишь 16 минут — поэтому мы решили отказаться от соревновательной драматургии, точнее вывели ее за рамки эфира, в голосование в социальных сетях.

Однако сейчас мы разрабатываем национальное телешоу, и одним из требований продюсеров было включение соревновательной драматургии.

А расскажите про переход с живых мероприятий на телесъемки. Это же сложно, даже с технической точки зрения (микрофоны, камеры, звук, свет, смех в зале, не знаю что еще). Кто это все делал?

У нас было два больших плюса. «Два товарища» — одно из самых известных ивент-агентств Украины (лучшее агентство Украины 2012 года). Есть налаженные связи со светобазой, с монтажерами. Плюс параллельно стартовали съемки скетчкома, поэтому не было проблем с камерами. Снимали четырьмя камерами + GoPro, зал позволяет снимать звук с пульта, + отдельно подзвучка зала.

Как сбивали материал, репетировали ли?

У нас система такая — выступать могут все желающие, но есть три редактуры — сначала присылают текст, если в тексте есть хоть какая-то мысль, то мы зовем на общую читку — на общих читках присутствуют все организаторы и все желающие выступить, там читается весь материал — редактора и более опытные стендаперы дают советы, потом вторая общая читка, по ее результатам формируется состав выступающих для вечеринки, ну и техпрогон на сцене «Пинтагона» перед вечеринкой, там уже делаются косметические правки.

А на первых трех вечеринках тоже была редактура? Существует концепция, что надо просто дать комикам выступать, а в диалоге с живой аудиторией все несмешное само по себе отфильтруется.

Редактура есть всегда. Логика здесь проста: «Лаборатория юмора» — вечеринка, которая проводилась раз в месяц. Временные рамки шоу уже со второй программы не могли вместить всех желающих выступить. Поэтому, если на первой вечеринке редактура была чисто формальной, то начиная со второй пошел конкурсный отбор участников, а вместе с ним появилось стремление помочь нашим лаборантам сделать их материал как можно более смешным. Это не такая редактура, как в КВНе — здесь не сидят два редактора с грустными глазами, которые говорят «Это нет», а «Это докрутите». Наша редактура — это совместный творческий процесс, с целью сделать выступления более качественными. Ну и кроме того, есть хронометраж — мы помогаем стендаперам не выходить за рамки положенных 5-6 минут.

Возможно это отличается от классического понимания стендапа, но мы почти сразу поставили себе цель вывести продукт на телевизионный уровень, а, значит пришлось идти на определенные «жертвы». А для любителей более чистого стендапа как раз и появился, проект, который с нашей помощью создают молодые ребята в «Агате». Там все проще, но даже там есть предварительное прослушивание и минимальная редактура.

А с залом работали? Я смотрел фрагменты шоу, зал довольно тепло всё встречал.

С залом мы не работаем. Зрители смеются, когда им смешно. Зал разный — в возрасте от 17 до 60, те, кто купили билеты. Иногда приходится подкладывать смех при монтаже, но редко.

А как вы считаете, то, что молодые комики со слабым материалом получают эфиры, как потом сказывается на их судьбе? У них же еще какая-то жесть, глубокомысленные материалы про наркотики и религию. Вы не подстраивались под формат более крупных каналов?

На данный момент особой жести нет. Это удовлетворяет требованиям цензуры национальных каналов. Было на сцене много вне цензуры, но в эфир это не шло.
Кроме того самая жесть уходит на редакции.

Молодые комики получили эфир только на местном канале. Увидели себя со стороны. На данный момент у нас есть восемь человек с уровнем достаточным для национальных эфиров. У остальных есть возможность работать и расти.

По-большому счету, большого опыта в стендапе, да хотя бы тех же 50 выступлений, ни у кого из наших ребят нет. Поэтому уже с января 2014 года мы планируем увеличить количество площадок, где будут проходить стендап-вечера. Кстати, сказалось и появление молодых ребят, которые начали организовывать стендап в маленьком кафе «Агата». Планируется, что там будут выступать как комики из «Лаборатории», которым нужно опробовать материал, так и те, кто ранее не пробовал себя в стендапе. Таким образом эта площадка может стать для нас своеобразным открытым микрофоном.

Спасибо огромное! И традиционный вопрос, какие планы на будущее?

Создатели проекта заняты в съемках скетчкома для национального канала, а многие лаборанты отправились на фестиваль КВН в Сочи. Но уже на начало 2014 года у нас множество планов — концерт в большом зале, еженедельные вечеринки и постепенный выход на национальные эфиры.

Всё о «Лаборатории юмора», в том числе сами телевыпуски передачи — в группе vk.com/humorlabcomua. Следующая вечеринка 13-го января в арт-клубе Пинтагон, билеты 30-50 грн. в кассах “Пинтагона”.

,

Работает на WordPress. Тема Woo Themes