Для справки

Российская комедия в 2013 году: состояние, итоги года, прогнозы

Comedy Club

Comedy Club исполнилось 10 лет. Юбилейное шоу прошло символически — в Юрмале, в сердце загробной России, где сыздавна причащаются во славу Сатане любители эстрады. Планировалось, что символы будут другие — на фестиваль приглашали Эдди Мерфи и Джима Керри. Но они почему-то не приехали.

— На самом деле мы приглашаем практически всех, — рассказал Heat.ru Демис Карибидис, креативный продюсер фестиваля. [Heat.Ru]

Comedy Club будет еще долго жить. Лучшее из 389 выпусков, свежая кровь Comedy Battle, теплоходы, фестивали, в конце концов, элементы человеческой стендап-комедии. Жить и процветать будет Comedy Club Production. Но юмористическое варьете-шоу Comedy Club, — безнадежно не клево.

Можно было догадаться и раньше, но сейчас это видно по цифрам. Шоу теряет рейтинги. Его бьет справа мещанское Comedy Woman, слева — новомодный Stand Up. И это в аудитории 4+ по России, а ведь есть и более показательные сегменты.

Данные TNS Россия, TV Index за 29.07.13 – 01.12.13. Аудитория 4+, Россия (города 100k+)

Кинокомедии

2013 — самый успешный год в истории российской кинокомедии.

Две из трех самых успешных российских комедий. Рекордные сборы комедийных фильмов в целом и российских комедий в частности. Рекордное количество оригинальных комедий на экране. На картинке можно рассмотреть больше: 23 отечественных хита, собравших больше 3 миллионов (примерно здесь проходит граница между успешными фильмами и остальными), самые кассовые комедии по годам, общую динамику кинопроизводства, в общем, над картинкой мы постарались.

Данные собраны через «Кинопоиск»

Да, 2013 был удачным, и в ближайшие два года, наверное, будет провал, ведь все будут пытаться повторить успех хитов. Но:

  • в два раза превышен предыдущий рекорд медианного сбора российских комедий;
  • половина снятых в этом году комедий оказалась успешной;
  • треть успешных российских комедий снята в этом году.

(Какая формулировка драматичней?). Суть в том, что объективно, на цифрах видно: средняя смотрибельность снимаемых комедий круто выросла.

А в мегахитах года («Ёлки 3» и «Горько!») — национальные колорит, сентиментальность и цинизм, установка на реалистичность. В топе найдется немного комедий, за которые менее стыдно.

Комедийные сериалы

В сериальном мире гигантов (типа «Интерны» / «Универ» / «Воронины» / «Папины дочки» / «Кухня») не появилось. Вообще, в тренде драматические сериалы, и в комедии ждать прорыва не приходится. Но снимаются новые сезоны проверенных шоу, хорошо пошли новые «Последний из Магикян» и «Два отца и два сына», «Незлоб» и «Студия 17», — и это бодрый ритм. Жаль, что кроме ТНТ и СТС никто не показывает комедийные сериалы, но и эта модель — жизнеспособная.

Последнее прощай можно сказать адаптациям. В этом году был всего один громкий провал («Уилфред» / «Чарли»). На февраль отложена премьера «В Москве всегда солнечно», и дальше даже ждать нечего. Кто умеет снимать — снимает оригинальное, для публики скачанное с торрентов в озвучке «Кураж-Бомбей» — по-прежнему святое, родное, не трожьте — и с этим ничего не поделать. А отечественные сериалы робко выходят на международный рынок: формат «Кухни» купил CBS, «Зайцев+1» попал в шортлист Montreux Comedy Festival.

Самые интересные проекты года, в муках рожденный, очень неровный «Незлоб» и скетчком «ХБ», выстроены на биографиях, псевдодокументальности, на комиках. Телепроизводство выделяет желудочный сок в предвкушении, когда в стендапе (где же еще) вырастут комики с Личностью.

Стендап и интернет

Старики рассказывают, что есть параллельный мир, в котором самые смешные шоу — это «Один в один», «Уральские пельмени» и «Большая разница». Так вот, старики. Есть и другой: в нем живущие в интернете подростки смотрят видеоблогеров.

Этот мир — демократия детей, описанная в «Повелителе мух», или, может быть, молодая демократия, как в России 90-х. В любом случае, там царят варварские порядки, процветают финансовые пирамиды, расправы, дефицит качественных товаров, культура потакает самым низменным потребностям населения, а маленький народец хочет смотреть, как друг играет в игру, говорит то, что и так всем известно («Это смешное видео, это плохой фильм, а девчонки долго одеваются») и замещает фигуру Отца («Я твою мамку ебал»).

Как Кашпировский в зале, переполненном фанатичными, полубезумными старушками, которые ищут опоры в жизни, выступает со стендапом видеоблогер — таких уже человек 5-7. Пусть стендап пока получается плохим, — кому какое дело? Это встреча с кумиром, а кумир хорош, кроме шуток.

Но демократия развивается, дети растут, будет расти и качество контента — способности упоенно увлекаться новым, забывая былых кумиров, у интернета никто не отнимет. Интернет-сообщество вырабатывает механизмы солидарности (когда «Вконтакте» перестал учитывать просмотры встроенного на сайт видео, блогеры объединились), развивает внутреннюю экономику (флагману интернет-стендапа Юрию Хованскому пожертвовали 450 тысяч на съемки третьего сезона скетч / стендап-шоу Russian Stand Up), приходит к цивилизованным, юридическим разборкам.

Усачев против Хованского

Мир развлекательного рунета и мир развлекательного российского ТВ по-прежнему не пересекаются. По пальцам пересчитать исключения — «+100500», «Реутов ТВ», «О нет, только это». Больше и не предвидится — слишком велик разрыв в поколениях, идеях, технологиях. Работает это в обе стороны: даже без грохота провалилась «Неделя комедии на ЮТубе», на которую телевизионным людям было выделено, по слухам, 11 миллионов рублей.

Вместе с тем, интернет и телевидение переплетаются, срастаются, рожают совместных детей. Появляются новые, все более удобные способы дистрибуции видеоконтента. Западный стендап все чаще издается на Netflix; в России у официального Ютуб-канала КВН под два миллиона подписчиков; ТНТ-Stand Up выкладывается в интернет до эфира; в легальное поле уходят западные сериалы.

Пользователям остается только голосовать рублем и переживать по поводу контента.

О стендапе

Компания «Карамба ТВ», как и другие деятели рынка развлечений, почувствовала, что нарывает бум стендапа, и решила сделать о стендапе шоу. Собрали видеоблогера / кинокритика Евгения Баженова как ведущего, Рамбла как актера озвучания и меня как сценариста. Я, конечно, помнил провальный проект «Карамба-стендап», но задача показалась интересной, возможные последствия — перспективными, а новая редакция портала — компетентной, вменяемой и прогрессивной. Так и оказалось! Вместе (со сценариями очень помогли Сергей Карпов, Николай Андреев, Кирилл Порозов) мы сделали шесть (пять + тизер) выпусков шоу «Про стендап», которые набрали 1,1 миллиона просмотров. Правда, наши с «Карамбой» взгляды на проекты стали понемногу расходиться, и после шестого выпуска мы окончательно расстались, но проект продолжает существовать — и даже при косвенном участии «Стендап среды», потому что наши тексты там обширно цитируются.

Пишут о стендапе в СМИ, мы даже собрали библиографию публикаций. Оказалось, что молодежным медиа надоело писать тексты «Что такое стендап», а глубже копать мало кто пытается. Надежда была на русский Rolling Stone, где переводили заметки о комедии из американской версии журнала, но издание закрывают, так что придется все делать самому стендап-сообществу.

В 2013 делали новые сайты о стендапе: vse-komiki.com (здесь можно откопать несколько хороших рецензий), standupp.ru (здесь нет ничего), две пустых тематических подлепры. Появилось несколько активных блогов, что хорошо, и паблики ВКонтакте, посвященные распространению существующего стендап-контента, что тоже полезно, но донельзя тошно и не очень эффективно — делают их профанно, даже без минимального творческого вклада в общее дело. Всерьез расширить аудиторию стендап-комедии могли бы массовые паблики, но они консервативны в плане креатива и опираются на существующие в головах читателей шаблоны.

МДК любит Джорджа Карлина

Стендап набрал популярность, и к нам прибыл еще один поезд восторженных неофитов. Поэтому в 2014 снова будем много читать о том, что такое стендап, кто был первым стендапером на Руси, почему в сраной Рашке нет Джорджа Карлина и как больно от того, что на Первом канале нет шуток про Иисуса.

Рецензия с "Кинопоиска"

Рецензия на ТНТ-Stand Up с «Кинопоиска».

Мы в этом году начали великолепный подкаст о стендапе, в котором живые, самые настоящие комики рассказывают о том, как они это делают. «Стендап среда» осталась открытой площадкой для обсуждения стендап-комедии, число авторов достигло 38 человек — присоединяйтесь.

Стендап в регионах

Комики ездят друг к другу в гости: Бухаров триповал по стране, Сиэтлов в туре по 12 городам, Куликов выступал в Новосибирске и Саратове, Секаев — в Ярославле и Иваново, москвичи ездили в Минск, нижегородцы — в Москву, самаритяне — в Пензу, в Свердловской области случился фестиваль стендапа, а мы устроили турнир на 48 комиков, от Копейска до Парижа.

Призываем и дальше друг друга приглашать! Это стоит, в среднем билеты + вписка (иногда только вписка, иногда билеты + вписка + пиво), а от общения с единомышленниками, говорят, рождаются не только новые, но и реализуемые идеи.

Стендап пустил корни во многих регионах, но произошло это не совсем так, как мы ждали и хотели. Открытых микрофонов практически нет, везде какие-то клубные шоу, редактуры, прослушивания и прочее караоке со стриптизом. Понятно, почему так происходит:

  • комикам удобно, весело и совсем нестрашно работать коллективом;
  • комикам хочется делать шоу, зарабатывать деньги, и открытые микрофоны нужны в основном для поиска новых участников шоу, так проще найти их без лишней публики;
  • в регионах пока нет достаточного количества хороших комиков, чтобы открытые микрофоны проходили на приемлемом уровне;
  • в регионах сложно собрать зрителей;
  • в регионах нет Жанны, Иры и Саши, которые первыми начинают громко смеяться и разгоняют зал и комиков.

Мы понимаем, но тревожимся. В очередной раз в истории нашей комедии некие люди задают некий формат. Подают сигнал комику — надо делать то, что нравится неким людям. На этот сигнал не летят дикие и прекрасные таланты, а результат получается всегда одинаковый — он нравится только неким людям.

В 2014 вязать регионы между собой будут гастроли участников ТНТ-Stand Up. Федеральный Руслан Белый выступает, муниципальные комики разогревают — и все довольны.

Живой западный стендап в России

За год сегмент не вырос. Да, в 2013 в Москве и Питере выступил с новой программой один из лучших комиков мира Эдди Иззард. Был двухдневный фестиваль ирландского стендапа и небольшое, практически случайное выступление мудрого голландца Боба Макларена. Но после 2012-го были завышенные ожидания: дважды приезжал Дилан Моран (+ выступления на Украине и в Казахстане), можно было посмотреть на отличных английских комиков второго ряда Майкла Легга и Марселя Люкона, на шведских и эстонских комиков.

Роста нет, потому что гастролями западных комиков кроме Антона Борисова с Игорем Меерсоном никто не занимается, а их амбиции простираются далеко за границы скучной агентской деятельности. И они в Питере.

Нам не хватает живого западного стендапа, на Западе — переполненный рынок, и для любого комика сам факт выступления в России — гонорар и полчаса материала. В 2014 должны найтись амбициозные и активные люди, которые будут регулярно возить западных комиков — хотя бы в Москву.

Луи Си Кей в России

Кто тусил с Луи Си Кеем в 1994 году? Расскажите.

Переводы западного стендапа

В переводы западного стендапа пришли деньги. Про это мы писали большой пост: если коротко, то проект All Stand-up в течение полугода переводил примерно по два спешла в неделю. Переводил без тирании субтитров, выбирая материалы на свой вкус, переводя и презентуя со своими интонациями, подходами и принципами, работая с той аудиторией, с которой не работает второе по крутости в мире стендап-сообщество (первое — reddit.com/r/StandUpComedy). Это было странно.

Весь стендап

Но они много перевели, и это прекрасно. Плохо — что называя себя «Весь стендап», они не объединяют ВСЕ переводы и таким образом вводят в заблуждение пользователей.

Переводов все больше: новый концерт Луи Си Кея перевели трижды, есть не один десяток озвучаторов, среди них, например, Андрей Бочаров и рэпер Пять Плюх. Дожили и до того, что люди слушают отдельно аудиодорожку озвучания, и до того, что стендап показывают на кабельном Paramount Comedy, но все чаще раздается вопрос: «Что бы посмотреть? Переведено много — но ничего не нравится!».

Ответ простой — смотреть русский стендап, все самое интересное происходит здесь.

Включение в мировое стендап-движение

На главном в мире фестивале комедии, Fringe, выступили Игорь Меерсон и Николай Куликов. Меерсон выступил в промежуточном туре программы Best of the Fest, рассказал о поездке «Стендап-среде» (там же есть видео выступлений с субтитрами). Куликов выступил со Стивеном Кей Эймосом, о поездке рассказывал подробно в своем ЖЖ. Был в Нью-Йорке.

Однажды наша комедия совершит большой прорыв на западном комедийном рынке. После падения СССР и, одновременно с ним, Якова Смирноффа — это совершенно пустая ниша. Спрос существует, симптомы его — Nicolai Lilin и Siberian Education, Russia Today, Foreign Policy Global Thinkers List, Сноуден, Meet the Russians.

Вряд ли прорыв будет в 2014 — слишком мало участников в этой игре, но прогресса можно смело ждать, достаточно вспомнить сериальную индустрию, которая всего на несколько лет взрослее стендапской.

Русский стендап на телевидении

В 2012-13 годах было несколько пилотов стендап-шоу, когда-нибудь про них напишем. Показывали стендап и в эфире «Большой разницы», и в Comedy Battle. А премьера первого стендап-шоу страны, «Центрального микрофона», состоялась 7 апреля 2013 года.

Рейтинги получились не очень. В комментариях люди, похожие на сведущих, писали:

Рейтинг первого эпизода по Москве — 7.7 при среднеканальном 10.5, по России — 7.3 при среднеканальном 10.7. Второй выпуск — 6.2 по Москве при среднеканальном 9.2.

А ТНТ-Stand Up (премьера 22 сентября) стал прорывом, ну, рейтинги вы видели выше.

В России, как и в США, как и в Англии, и в Италии, и в Испании, и во всех остальных странах, где есть оригинальный стендап (таких стран не много), телевизионный стендап — мейнстримовый. Это не значит, что он плохой, или не смешной, или не стендап. Это удобный и понятный формат, который просто был придуман не для того, чтобы удовлетворять стендап-извращенцев.

Важно, что благодаря успеху телепроектов у стендап-комиков появляется понятная перспектива карьерного роста. У организаторов стендап-событий намного проще будут складываться переговоры с владельцами площадок. И самое главное — публика наконец узнала что же такое стендап. Пусть и в интерпретации создателей шоу.

Вряд ли в ближайшем будущее страна переварит еще одно стендап-шоу — нет комиков на целое шоу, и негде его показывать. В 2014 следует ожидать второго сезона ТНТ-Stand Up, чеса участников проекта по регионам, нескольких сольных стендап-концертов в эфире ТНТ. Теоретически возможен и второй, и третий сезоны «Центрального микрофона».

Центральный микрофон

Comedy Club Production, используя обширную инфраструктуру ТНТ / ГазпромМедиа (RuTube, Comedy Radio, региональные телеканалы и франшизы Comedy Club, умение делать кастинги на многие тысячи человек), может заняться выстраиванием комплексной системы стендап-комедии в стране, но вряд ли — хватит работы и с одним еженедельным телешоу.

Независимый русский стендап

Независимым стендапом я называю людей, которые сначала плохо выступают в неуютных помещениях, потом становятся смешными и, если не кончают с собой где-то на этом долгом пути, — кумирами миллионов. Главный результат его деятельности в 2013 году — стендап-телепроекты, которые, по сути, собрали урожай комиков, выросших на независимой сцене в 2010-2012 годах. Старожилы помнят и деятельность Старовойтова в Томске, и первый сольник Комарова, и Комиссаренко с Романовым на московских клубных шоу, и интервью с Шаляпиным, и скандалы с интригами, и все остальное.

Что было посеяно на свободной сцене нового — увидим в 2014-м. Уже в январе будут интернет-релизы двух сольников — и дальше только интереснее. Мы ведь повертели каждый аспект существования комедии в России — и каждый из них благоприятно влияет на начинающих комиков. Интернет-публика взрослеет, ищет свежего, нового, качественного, отечественного юмора, и со стендапом все уже знакомы, и есть спрос на оригинальные фильмы и сериалы, и все по-настоящему искреннее и талантливое всегда находит отклик.

Комики сейчас ведут себя скромно, сообразно достигнутым успехам, и ждут, когда же на них обрушится слава. А те, кто работал над созданием своей аудитории — Куликов, Кудымов, Сиэтлов, Ярцев — ее в той или иной степени добились. Поэтому призываем комиков не только работать, но и говорить о том, что делается — выкладывать видео, вести блоги, писать посты. Этот сайт на вашей стороне уже четвертый год, но о происходящем с вами мы без вашего участия никак не напишем.

Остальным советуем ходить на живой русский стендап. Там сейчас рождается то, что все остальные увидят по телевизору через несколько лет. А может быть, и не увидят никогда.

  • Колян Неизвестен

    Спасибо:) Очень интересная статья:)

  • Соболев

    Тёма. Молодец!

  • Guest

    Отлично, просто шедевральная статья, молодец!

    Понравилось, что одна моя мысль выражена: про то, что везде какие-то охуеть ниибаца какие крутые вывески, афиши и аватары: STand-Up Show, Stand-Up Show Open Mic presents, Stand-Up project [city_name] и т.д., а микрофонов открытых и нет почти

  • Дмитрий

    Всё больше жаль Руслана Усачева, но уважение к нему огромное

    • Имя

      Кто такой Руслан Усачев?

  • Ага

    Хорошая информативная статья. Но я не согласен с серым окрасом, которым она покрыла все начинания и проблески в комедии за 2013г. Особенно в ситкомах. Ведь прошедший год ознаменовал богатую на плоды конкуренцию между СТС и ТНТ. Да и для нашего молодого стендапа уж очень полезно появление на тв. Да, немного не так, как хотели. Но со временем зритель привыкнет и начнет воспринимать и альтернативные его виды. Спасибо за труды.

    • http://standup-sreda.ru/ Артем Иволгин

      А какие плоды упущены?

      • Ага

        Чтобы быть точным – “богатую на плоды” в 2014г. 2013г. стал для ТНТ годом “причесывания проектов” обещанных в сетке на 2013г., но так и не вышедших. А для СТС это затишье дало возможность попытаться догнать ТНТ. Эти “плоды” можно увидеть в презентации нового сезона ТНТ на 2014г. + новые проекты (как минимум “Бисер”, “Физрук”) и анонсированные производственными компаниями проекты СТС – “Авторитет”, “Родители” и т.д.). Сложно оценить, будет это прорывом, либо рядовыми ситкомами, но конвейер стал работать чаще и качественнее (как минимум в продакшне).

  • Марк Меламуд

    Картинка кота – отсылка к нашему любимому Коту Коту?

  • AntonovI

    Небольшое дополнение к “Комедийные сериалы”. В прошлом году по Первому показывали сериал «Трое в Коми», адаптация американского «Красотки в Кливленде» http://ru.wikipedia.org/wiki/Красотки_в_Кливленде

  • I-Pod

    без базара зач0т

  • Таир

    Прекрасная статья.

  • Обеспокоенный

    Ну, во-первых, рейтинг фильмов за 2013-й очень удивил, неужели старому поколению стали больше нравиться отечественные фильмы?, сам я не понимаю эти фильмы на “исконно” русские темы(про “веселых” алкашей(тот же Светлаков из “Горько!”) ну и т.д.),считаю что русским надо отходить от таких ценностей=),хотя тут смотрят с позиции – сколько соберем деньжат, т.е. вкладываются(и силами и средствами) в проект только ради денег, и поэтому создавать нормальный(вроде зарубежного) продукт, еще долго не будут(тоже самое и в интернете…), естественно, все молодое поколение переходит с ТВ в интернет(по каким причинам – погуглите, ну или сами подумайте), и смотреть псевдо-стендапы “Центрального микрофона” или “THT-Stand Up”(вторая часть названия которого написана на англ.), когда есть американские и английские качественные стендапы – это вам в ответ на неприятную мне фразу(а если быть честным, из-за нее я статью просто возненавидел, несмотря на ее информативность): “Ответ простой — смотреть русский стендап, все самое интересное происходит здесь.”(или это был сарказм – и я снимаю шляпу перед вашим юмором), и под что я подводил всю эту статью(призывая к зарубежному юмору): самое главное он более открыт, свободен; про те же маты, в России я не видел, где родители ходили бы на выступления,(здесь читать быстро – в стиле Дж. Карлина) | где матерятся, шутят про педофилов, геев, лесбиянок, насилие, религию, убийства, инцест, хуй, пизду и еблю | и люди не смотрели бы на это странно и с опаской, а с полным понимаем того, что это шутка, хотя И ЭТО не мешало бы им об этом задуматься, так что зарубежные видео смотреть интересней, и ДА там есть маты и ругательства, НО мы знаем, что мы смотрим зарубежного комедианта и слышим его английскую речь(+голос переводчика или субтитры=)); и второе – это настоящий, бесстыжий плагиат зарубежного материала(будь то стендап или какое-либо шоу), и опять же, ДА, и другие плагиатят, но делают это более честно, т.е. если есть “America’s got talent” то и будет “Britain’s Got Talent”, а ,блять, не “Минута славы”, вся та же объезженная тема – взять контент с запада, переделать и назвать русскими (я понял что не китайскими, но все же) словами, тот же “Вечерний Ургант”(оно же “Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом” и много других), “Большая разница” (оно же “SNL”)…

Работает на WordPress. Тема Woo Themes