Для справки

Саша Перевертайло, девушка-стендапер из Санкт-Петербурга

Расскажи нашим читателям про себя. Как тебя зовут, кто ты, откуда?

Меня зовут Александра Александровна Перевертайло. Я человек. Дочь, сестра, племянница, внучка. Студентка РАНХиГС, СЗИУ, ФМО. Выучусь — стану дипломатом. Я с Украины, родилась в Киеве. Когда мне было 4 года, мы с родителями переехали на Крайний Север. Поступила в Санкт-Петербург и уже 4 года живу здесь.

Почему ты решила заниматься stand-up comedy? До этого был ли опыт в юморе?

Год играла в факультетской команде КВН. Полтора года курировала новые факультетские команды. Я решила заниматься стендапом, чтобы доказать себе, что я не бездарность. Что есть на свете то, что у меня получается и от чего я могу получать реальное удовольствие.

Что ж, хорошая причина для начала занятий стендапом. Человек с таким складом мышления действительно сможет рассказывать то, что у него на душе. Откуда узнала про наш открытый микрофон?

Совершенно случайно увидела объявление в интернете.

Тяжело было решиться прийти в бар и выйти на сцену в первый раз?

Первый раз я просто пришла посмотреть, что это такое и как нужно выступать. Потом целую неделю волновалась. Но больше волновалась за материал, чем за то, что мне нужно выйти на сцену. Если бы я провалилась, то об этом никто не узнал бы (в зале не было ни одного знакомого человека), я бы просто знала, что это не моё. Но я рада, что я рискнула.

И по свидетельствам очевидцев, твой первый раз тебе удался. Как сказал Андрей Фарнев: «…она волновалась, но от этого получилось еще лучше — милая, интеллигентная девочка в смущении…». Какие эмоции испытывала, впервые стоя на сцене, и что испытываешь сейчас? Волнуешься, или готова разрывать всех снова и снова?

Я сама удивилась, что первый раз люди смеялись… Первый раз волновалась, конечно. Постоянно забывала текст, смотрела в листочки. Иногда казалось, что я несу откровенную чушь. Но не появилось даже мысли о том, чтобы закрыться, замолчать, не закончить и уйти со сцены.

Сейчас волнуюсь непосредственно перед выходом. Паникую, что забыла текст. Но как только я вышла на сцену — всё, дороги назад нет, только рвать зал, как говорится.

Как тебя воспринимают коллеги по сцене?

Мне кажется, хорошо. Когда я только начинала, ко мне подходили не знакомые на тот момент люди и говорили, что у меня хороший материал или что я молодец. Это было громадной и единственной поддержкой для меня, за это я им сильно благодарна. Такую концентрацию хорошо относящихся ко мне людей я не видела давно.

Тебе, как девушке, не тяжело выступать наравне с мужчинами? Все-таки в России считается, что юмор — мужское дело.

Знала, что без подобных вопросов не обойдётся… Нет, мне не тяжело. Я не считаю, что у меня такой уж прям очень женский юмор, хотя, безусловно, женские шутки есть. Я не хочу, чтобы меня воспринимали как девушку, на сцене я — комик. Получается, что мне каждый раз приходится доказывать, что я не хуже мужчин, и что я тоже могу шутить.

Как по-твоему, о чем может рассказывать женщина-стендап-комик? Жевать одну и ту же тему про отношения мужчин и женщин или же поднимать серьезные темы в монологах?

Да обо всём. Тема отношений заезжена и банальна, хотя, безусловно, всегда актуальна для зрителя. Если женщина хочет, чтобы её воспринимали серьёзно как комика, то ей нужно уходить как можно дальше от всяких женских тем. Конечно, они темы будут проскальзывать, но они не должны быть заглавной темой. Это моё личное мнение.

Здравое мнение, именно с такими людьми мы устроим стендапу светлое будущее. Ощущаешь ли и как оцениваешь поддержку вокруг: со стороны участников, редакторов?

Да, поддержка очень мощная. Хороший, дружелюбный коллектив. К вопросу о женской доле девушки-стендапера: приятно, что никто не говорил, что «юмор — дело мужское, поэтому иди на кухню и вари борщи». Ребята помогают, поддерживают, советуют. Редакторы дают хорошую, обоснованную критику, которую стараешься учесть и исправиться. Без них всё это превратилось бы в сборище анонимных шутников.

Какой стиль юмора привлекает тебя саму? В стендапе можно шутить обо всем, или есть этические рамки?

Мне нравится произносить такие вещи, после которых люди говорили бы: «Господи Иисусе! Что за ужас!». Жесть и бред — вот две камбалы, на которых я хотела бы сёрфить океан юмора. Да, в стендапе можно шутить обо всем, а рамки каждый комик устанавливает себе сам.

Какое из твоих выступлений и почему можно назвать самым успешным (самым провальным) на данный момент?

У меня их совсем немного, но… Самое провальное выступление было про8-емарта. А самое успешное — последнее, про церковь и религию.

Интересуешься представителями русского стэндапа из других городов, Москвы, например? Знаешь кого-нибудь? Можешь назвать разницу между московской школой стэндапа и петербургской?

Я мало кого знаю… Могу назвать Виктора Комарова и Николая Куликова, была на концерте последнего, когда он приезжал в Петербург. На вопрос о разнице между школами затрудняюсь ответить.

Как думаешь, в чем секрет такой быстро развивающейся популярности стэнд-апа у нас в России?

Сложный вопрос… Ну, для меня по крайней мере. Я человек новый во всем этом, и пока не улавливаю подводных течений.

Могу лишь предположить. Россия в большинстве своём перенимала опыт западных стран. Так было с “Камеди клабом”, так и со стендапом. Прелесть и беда стендапа в том, что им может заниматься любой человек. Поэтому появляется n-ное количество людей, которым нужно выговорится, рассказать о своих проблемах, о своей жизни. И это порой совсем не смешно.

Открытый микрофон — это место, где каждый человек может высказать своё мнение по любому волнующему его вопросу. Стендап — как новый инструмент осуществления свободы слова. А у нас в России, как известно, дефицит инструментов.

Многие выступающие на Open Mic не знакомы детально с творчеством американских комиков. Известны Карлин, Иззард, но уже даже супер-популярного Луи Си Кея знают не все. Что уж говорить про более полное погружение в западную культуру stand-up comedy. Есть ли у тебя зарубежные артисты, творчество которых направляет тебя? Что можно почерпнуть из просмотра сторонних выступлений?

Не сказала бы, что чьё-то творчество меня направляет. Я продолжаю смотреть Джимми Карра, моего первого стендапера, тех же нетленных Карлина и Иззарда. Интересен Тим Минчин… Смотря чужие выступления, полезно изучить структуру шутки, отношение к теме, работу комика на сцене. Но полностью перенимать стиль зарубежных артистов не стоит. У них и у нас абсолютно разная публика.

Кого-то сможешь выделить из тех, с кем ты выступаешь на одной площадке: кто тебе нравится, у кого виден специфический стиль или высокий уровень выступления?

У Андрея Фарнёва специфический стиль (улыбается). Удивляет, как он свободно говорит со сцены на темы, которые для других людей — табу. Влад Алёшин — чёткая структура шутки, интересные темы. Я не знаю, сколько он этим занимается, но он серьёзно и профессионально ко всему подходит. Ваня Половинкин — огромный опыт работы на сцене. Нидаль — бешеная энергия у человека. Не могу не упомянуть тебя, Теймур — жестко, жестоко, ужасно, отвратительно, мерзко, богохульно, цинично, очень смешно.

Хочешь связать свою жизнь, карьеру с юмором и стендапом в частности? Видишь ли ты себя в будущем первой русской Эми Шумер или Сарой Сильверман?

Да, хочу, что бы моя жизнь была связана с юмором, считаю стендап отличной сферой деятельности, где я могу себя реализовать. Пока рано загадывать, будем работать, учиться, стараться.

Напоследок пожелай что-нибудь российскому и петербургскому стендапу.

Всё в наших руках, в руках заинтересованных, амбициозных людей, горящих желанием творить. И мы будем гордо нести знамя стендап по Петербургу и всей России. Аминь.

Спасибо, Саша, удачи тебе и нам всем.

Каждый понедельник вы можете увидеть выступления Саши и многих других комиков в Санкт-Петербурге, в баре «Руки Вверх» в 19.00.

,

  • Guest

    Yep.

  • Дамир

    всё было супер Саш никого не слушай умничка

  • саша

    Не айс. И на юлю смотреть не надр, она заняла свою нишу

Работает на WordPress. Тема Woo Themes