Для справки

“Stand-up вечер”. Отчет о закрытии третьего сезона

Несколько недель назад “Стендап среда” возобновила поиски смешного на московских стендап-площадках и нисколько не пожалела. В ближайшее время, надеюсь, будут опубликованы отчеты о наиболее примечательных стендапах Москвы. Сегодня — отчет о закрытии третьего сезона «Стендап вечера».

Девиз «Стендап вечера» — «Достойный юмор в достойном окружении». В клубе «Ленинград» нарядные охранники с наушниками и металлоискателями и меню, в котором цены указаны с учетом 25% чаевых. Это, видимо, должно отфильтровывать недостойных. Но главное — что в клубе «Ленинград» большая и высокая сцена, хорошие звук и свет, а столики расставлены амфитеатром, так, что даже самые последние ряды оказываются как бы в общем пространстве с выступающими, а это уже полдела.

Первым на сцену вышел Вячеслав Комиссаренко. Сегодня это один из наиболее активно выступающих стендап-комиков в стране. В январе 2012 он переехал в Москву и за эти полгода выступил уже порядка 40 раз, не брезгуя и открытыми микрофонами. С одним фрагментом Слава выступает 3-4 раза,и после каждой попытки запускается нещадная редактура. Это единственно возможный путь к успеху, и меня радует что самые настойчивые из наших комиков — по крайней мере в Москве — имеют возможость подобным образом обкатывать материал. Кроме того, в активе Комиссаренко — длинные выступления в театральных залах Минска, а большая форма — это совершенно особый, очень сложный опыт. Слава, одним словом, — молодец.

Здесь и далее размещены последние известные нам стендап-видео комиков, о которых идет речь. К сожалению, организаторы и артисты не считают необходимым чаще выкладывать ролики.

Потом вышел Эдуард Мацаберидзе, который выступает намного реже, зато чаще появляется на радио и телевидении. Его выступление, основанное на двух «смешных новостях», показалось несколько вымученным, несмотря на ироничные автокомментарии. В стиле комика — «Твою мать, гребаный майонез!» — чувствовалось влияние плохих переводов западного стендапа.

В выступлении художественного руководителя проекта «Стендап Вечер» Евгения Оставнова прослеживались такие темы, как ненависть, депрессия и гуманизм. Ни одна из них не нашла бурного отклика в аудитории клуба «Ленинград», хотя в целом выступление прошло хорошо, Отставнов все-таки — опытный артист. Стиль его мне лично очень симпатичен, поэтому желаю ему найти свою аудиторию.

После перерыва, в котором зрителей веселили смешные балалаечно-контрабасные каверы на мировые поп-хиты, на сцену вышел Дмитрий Романов. Что у Романова сейчас получается лучше всего — общение с залом. Ему как-то удается вызывать зрителей на диалог и он по-настоящему здорово импровизирует в фирменном одесском стиле. 3 июня состоится первый большой концерт Романова, «сольник на двоих» в кооперации с Русланом Белым, и до той поры я воздержусь от оценки собственно юмористического материала Романова. Те вещи, что я видел, мне кажутся несколько одноообразными и не особенно смешными, но ведь рост Дмитрия заметен и слепому. В частности, в тот вечер артист получил бурную овацию за чисто текстовую шутку про ненастоящих евреев.

Выступление Константина Пушкина, в котором он иронично высказался о массовом праздновании Дня победы и сообщил, что был бы не против проиграть войну, чтобы жить как немцы, вызвало в зале ропот, и с этой ситуацией нужно разобраться подробней.

Многие до сих пор думают, что стендап-комедия — жанр, в котором нужно донести свою мысль до зрителя. Полагаю, что это заблуждение сложилось под влиянием Джорджа Карлина, который для многих стал первым в жизни стендапером. На самом деле задача стендап-комика — рассмешить аудиторию. Ирония редко вызывает смех, а выбор общественно значимой темы еще более затрудняет задачу. Offensive jokes, шутки на больные темы (а День победы в среднестатистической аудитории воспринимается намного острее, чем, скажем, педофилия) сложны для публики — чтобы смеяться над ними, нужно делать некоторое творческое усилие, — и сложны для артиста, который в этом случае должен сначала уверенно, мягко и быстро провести зрителя по сетапу, а потом еще и сделать ловкий панчлайн. При успешном решении этой нетривиальной задачи возникает намного более глубокое взаимодействие между артистом и публикой (лучше всех это показал Стюарт Ли в шоу «Комик из 90-х»), в противном случае комик просто теряет контроль над аудиторией. В этом выступлении Пушкина произошло второе.

Благодаря вмешательству Павла Виноградова, ведущего мероприятия, наладившего контакт между залом и артистом, Константину удалось исправить ситуацию, и сумерки в зале рассеялись. Вообще, я впервые увидел ведущего стендап-мероприятия, который бы действительно вёл шоу, то есть чувствовал аудиторию и в меру своих сил работал на улучшение обстановки. Это все важно, потому что следом вышел Виталий Коломиец.

Виталий — бывший участник команды КВН БГУ, знакомое с детства лицо. Он довольно регулярно выступает на различных стендап-площадках, но я ни разу не видел, чтобы его выступления были действительно удачны. Они были необычны: Коломийцу 36, у него двое детей и, подозреваю, не слишком успешная карьера. Его attitude, отношение к жизни, с которым мы знакомимся через его юмор, очень сильно отличается от attitude 30-летних циничных, давно зарабатывающих юмором ребят – на «Стендап вечере» и подобных мероприятиях выступают в основном такие. Ну и к тому же Коломиец выходил босиком.

Так вот, те его выступления, что я видел, были провальными. После того, как пара шуток не заходила, зрители начинали звенеть вилками и что-то обсуждать, а после такого выровнять ситуацию почти невозможно. Может быть, это было связано с тематикой — белорус Коломиец часто говорил про политику, может быть — с аудиторией, может быть — с не самым лучшим материалом. Но в этот раз все прошло идеально. Коломиец душевно и очень смешно рассказал про свой опыт отца и сына. Весь материал попадал в точку, и это был один из редких случаев, когда волна смеха нагоняет аудиторию раз за разом и в итоге просто несет и артиста, и публику по волнам счастья и любви. Выборочный опрос зрителей показал, что это было лучшее выступление вечера. Я не нашел ни одного видео со стендапом Коломийца, поэтому могу предложить только не жрать во время его выступлений.

Закончил вечер Илья Соболев. Мои ожидания были скорее негативными. Я видел пару выступлений Ильи, где он неряшливо, с бумажками и словами-паразитами показывал что-то только что сочиненное и катастрофически несмешное, и я категорически не понимал, почему в нашем рейтинге русских комиков он занимает аж третье место. Оказалось, что фишка Соболева — это физиологический стендап (не знаю, как это по-другому назвать). Он носится по сцене, показывает множество персонажей и ситуаций, падает, скачет, кричит и все такое. Я не большой любитель этого жанра, но выступление Соболева было просто бомбой. Во-первых, у Ильи был действительно смешной материал. Во-вторых, многократно возросло его актерское мастерство (он сейчас учится в театральном). Ну и в-третьих, — бомба влетела на предварительно подготовленную (организаторами и предыдущими выступающими) площадку.

В целом мероприятие прошло, думаю, удачно, и никто из зрителей — кроме того, что проиграл Коломийцу бутылку шампанского — не ушел разочарованным. Артисты сильно выросли в профессиональном смысле, и нерешенными остались только самые важные, глубинные проблемы русского стендапа, но об этом, пожалуй, в следующих отчетах.

, , , , , , , , ,

  • http://vkontakte.ru/seattlove_rp Кирилл Сиэтлов

    “Многие до сих пор думают, что стендап-комедия — жанр, в котором нужно донести свою мысль до зрителя. Полагаю, что это заблуждение сложилось под влиянием Джорджа Карлина, который для многих стал первым в жизни стендапером. На самом деле задача стендап-комика — рассмешить аудиторию.”

    Артём, здесь ты слишком уверенно вступаешь на слишком тонкий лёд.

    • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

      Warning! Sietlov is coming!)
      Стендап настолько пронизанная субъективизмом вещь, что, по-моему, вряд ли можно навязать какую-то определенную задачу, миссию, высокую идею. Важнее всего, чтобы комик умел быть убедительным в том что он делает. Убедительно искренним или убедительно притворным, убедительно глупым или убедительно высокоинтеллектуальным.

      • http://vkontakte.ru/seattlove_rp Кирилл Сиэтлов

        О том речь, просто Артём так уверенно написал: стэндап – это вот это, а вовсе не это. Так точно никто не может сказать.
        Быть убедительным, держать контакт с публикой – вот доступная нам конкретика.

  • http://idi-drummer@ya.ru Аноним

    А я согласен с Костей..

    • http://standup-sreda.ru Артем

      Это вообще не важно. Совсем.

  • Дмитрий (который аноним)

    Кому как.. В какой-то параллельной вселенной над этой шуткой посмеялись бы, но в Москве..

    • http://standup-sreda.ru Артем

      Если бы там была шутка, то могли бы и в этой посмеяться.

  • http://idi-drummer@ya.ru Дмитрий

    Ирония в каком-то контексте даже смешнее, чем шутка) Ну да ладно, не буду засирать комментарии

  • http://www.facebook.com/FeeLOsOFF Vitali Kolomiets

    Артем, (автор статьи), как с тобой выйти на связь? Это Коломиец, надо поговорить.

    • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

      Написал в Фейсбук, есть еще наша почта standup.sreda@gmail.com.

  • Стендап-райтер

    “был бы не против проиграть войну, чтобы жить как немцы”.

    – Правильно сказал: глубоко и остроумно.

    “Многие до сих пор думают, что стендап-комедия — жанр, в котором нужно
    донести свою мысль до зрителя. Полагаю, что это заблуждение сложилось
    под влиянием Джорджа Карлина, который для многих стал первым в жизни стендапером. На самом деле задача стендап-комика — рассмешить аудиторию”.

    – Вы не правы. Ни тот, ни другой – в принципе не стендап-комик. Это крайности. Грош цена шуту гороховому и грош цена Карлину, в котором меньше всего комика. Поэтому это должно быть сочетанием. “Карлин (если придраться) и Шут Гороховый” – крайности. Не стендаперы.

    • Марк Меламуд

      Шутка про немцев на самом деле не смешная, какую правду, блин, это просто невежественная шутка, я не моралофаг, просто эта шутка не подкреплена ни чем, если бы я услышал её в зале, то скорее всего бы засмеялся, эко как он изворотливо выразился, но подумав, понял бы, что она глупая.

      • Стендап-райтер

        Она не смешная, она – остроумная. И она скорее всего не для онлайн-зрителя (они же, зрители, все поголовно невротебаться патриоты, такие хорошие и любящие страну, сразу же становящиеся в позу м-у-у-у). Поэтому, быть может, она лучше смотрелась бы в тексте, эта шутка.

        Но неужели нужно объяснять в чём смысл данного высказывания? Я могу расшифровать, но это, возможно, будет неприятнее в разы, чем сжатая фраза автора.

        Глупая? На мой взгляд, она стоила всего выступления, всего вечера, всех, так называемых, стендап-комиков.

        • Марк Меламуд

          Не люблю, когда вместо того, чтобы объяснить, люди начинают выдрючиваться своими тайными знаниями, давай, расскажи мне, где собака зарыта?

          • Стендап-райтер

            Больше ТЕБЕ ничего не нужно рассказать? Половину сказано. Пообщайтесь со своим мозгом. Думайте.

            Успехов.

          • Марк Меламуд

            Надо же, гром гремит, а дождя нет, я попросил объяснить, ты сказал, что это сильно примитивно, чтобы объяснять это тут, я попросил ещё раз, только напористей, ты встал в позу, эх, не узнать мне, что бы было, проиграв наша страна войну, а может это такой двойной сарказм, о котором я думаю, мол молодёжь пошла, зиги кидают да хотят при Рейхе жить, но это же слишком сложно, даже тогда эта шутка всё равно останется глупой, но зато возведённой в новую степень двойным вложенным сарказмом, а может я запутался, и тут есть что-то сногсшибательное, чего я не вижу по глупости своей? ну ладно, если там двойной сарказм, о котором я думаю, то она не такая уж и глупая, но ты всё равно не прав.^_^

          • Стендап-райтер

            Дело не в “проигрыше”, а больше в “жить как немцы”. Как
            бы я объяснил это фразу, будучи её автором, что б в неё заложил. Коротко.

            Несмотря на то, что мы выиграли войну – мы отстаём от немцев по многим параметрам. И созидать с чистого нуля сами не способны. Вообще. Особенно последние лет так эдак 25, потому как в чём-то серьёзном – большой круглый ноль: перенимаем, обезьянничаем, нагло или тихо берём в долг, имитируем Запад, как в былые времена у Франции. (Даже тот же стендап (!)). Но при этом, что самые важное, гордимся собой и нацией, имея столько спеси и исключительности в своих славянских душах и голосе, что этого не снилось в самых бесстыдных снах Третьему Рейху и вообще всем нацистам в скопе. Вот где на самом деле подлинные нацисты зарыты. И, празднуя День Победы, “выигравшие” как будто надуто и с улыбкой употребляют что-то похожее на дерьмо, в то время как бедные немцы как минимум – едут на БМВ по отличным дорогом, смотрят на своей великолепной аппаратуре 9 мая онлайн, поют в собственные хорошие микрофоны весёлые песенки, но при этом якобы пуская слезу и сожалея за былое поражение.

            Я лично расшифровываю это высказывание так. Это злая шутка о (……) правительстве и (…….) народе.

          • Марк Меламуд

            А, так тут есть ещё один смысл, который я не распознал, мол проигравшие на самом деле победили, ну я тут не думаю, что так всё пошло бы, но история не знает сослагательного наклонения, Костя Пушкин, заставил ты меня подумать, а ты извини за мою дерзость.

          • http://standup-sreda.ru/ Артем Иволгин

            Ох, спасибо за просвещение, это и вправду оказалось очень смешно. Далеко шагнула общественная мысль!

            Вспомнил, что Джесельник в конце каждой серии The Jeselnik Offensive говорит: “Go read a book”. Молодец он все-таки.

          • Стендап-райтер

            Не обязательно в каждом комментарии корчить из себя остроумного. Но, как я понимаю, вас обязывает поддержание статуса. Или вы, быть может, перекурили стендапа. Ну да ладно… в принципе дело ваше. Думаю, вы не разочаровали вашу общественность. Только напрягаться в мою сторону можно меньше. Я скорее всего пришёл с миром, с мнением и поправками.

            В “общественность”, в фанаты русских стендап-комиков – меня записывать не нужно, тем более в критики этих самых русских стендап-комиков.

          • Марк Меламуд

            Джесельник гад, я только сейчас узнал правильный перевод этой фразы.

          • Артём ♥ ω

            Да, Джеслник хорош. Жаль он тратит свои силы на этот шлак под названием “Оскорбления от Джеслника”.

          • Марк Меламуд

            Не такой уж это и шлак, мне нравится смотреть эту передачу.

          • Артём

            Эта “шутка” уже полгода, наверное, активно мусолится в этих ваших интернетах (обычно подкрепляемая картинками о бедноте жизни россиян и богатстве немцев), так что я не представляю, кто ещё может принять это за шутку. А тем более за смешную (какой она не была изначально, ибо, фактически, утверждает, что богатство немцев является исключительно последствием проигрыша войны).

Работает на WordPress. Тема Woo Themes