Для справки

«Stand Up» Вячеслава Дусмухаметова

Вячеслав Дусмухаметов, один из трех креативных продюсеров компании «Comedy Club Production», создатель ситкома «Интерны», запустил в сентябре клубный стендап-проект. Это, по словам Дусмухаметова, — попытка добавить индустриализации в зарождающийся российский стендап. О своем видении юмора, стендап-комедии и проекта «Stand Up» он рассказал в эфире «Маяка». А мы постарались разобраться, что это значит.

«Stand Up» — профессиональное развлекательное юмористическое стендап-шоу, ориентированное на массовую аудиторию. «Мнение» и «проблема» — вот ключевые слова, которыми описывает свое понимание стендапа Вячеслав Дусмухаметов, таким образом стендап — это возможность добавить в массовый юмор реализм, честность, непосредственность и субъективность, которых так не хватает нашему развлекательному телевидению.

В проекте собраны профессиональные комики. Руслан Белый, Дмитрий Романов, Слава Комиссаренко и Александр Шаляпин были в 2010-2011 годах хедлайнерами вечеринок «Стендап проект» и «Стендап вечер». Виктор Комаров полтора года назад считался самым трудолюбивым комиком Москвы. Стас Старовойтов участвовал в проекте «Убойная лига» в составе дуэта «Револьвер» и делал стендап в Томске, в том числе — два сольных концерта. Разве что Ванюша выступает около полугода, но его перспективность видна невооруженным взглядом. Постоянные участники шоу понятны широкому зрителю, и это хорошо видно по нашему рейтингу.

В шоу очерчен круг тем и используемая лексика (мат допускается, но в исключительных случаях), — все-таки проект развлекательный и массовый. Это вызывает отторжение у тех, кто ценит в стендапе возможность свободного самовыражения, но необходимость этого ограничения для достижения поставленных целей очевидна.

Проблема здесь не в том, что плохо делать развлекательное шоу, быть популярным, успешным и понятным. Проблема в том, что при текущем положении вещей — две вечеринки в месяц, шесть постоянных участников — артисты должны выдавать 30 минут материала в месяц, причем материала одновременно:

  1. Крепкого. В «Stand-Up» очень высокая творческая планка, проходных материалов пока не случалось. Выступление должно быть такое, чтобы его можно было в конечном счете показать по телевизору. Хоть Дусмухаметов говорит, что проект нетелевизионный, веры в это меньше, чем в банальные экономические законы.
  2. Сырого. Нет возможности обкатать материал на живой аудитории: по некоторой информации, участники подписали эксклюзивные договора, согласно которым не имеют права больше нигде выступать.
  3. Тематически связанного. Шоу мастеров стендапа — достойная планка, но они кажутся цельными только потому, что все шутки несут на себе тяжелый отпечаток уникального, приходящего только с опытом, авторского взгляда, а шоу, как правило, композиционно выстроено, — просто из любви к искусству. Для комиков с ярким аттитьюдом это не проблема (например, Стас Старовойтов делает очень смешной материал о своей семейной жизни), но для большинства обязательный выбор темы сочинения вреден. Стендап — он больше о том смешном, что вижу я, чем о том смешном, что есть здесь.

30 минут в месяц — колоссальный объем, который вряд ли кто-то из наших комиков способен сделать. Это значит, что без участия сторонних авторов не обойдется. Юмор будет становиться все более безликим, плоским и несмешным, а комики — стагнировать.

Чтобы этого не случилось, нужна активная ротация кадров. Движение в правильном направлении есть: анонсировано 8-10 выступающих на каждой вечеринке и рубрика «Открытый микрофон», где будут выступать новые комики. Но пока в проекте приняли участие только Сергей Платицын (вместе со Стасом Старовойтовым они составляли дуэт «Револьвер») и Саша Соболевский (товарищ Славы Комиссаренко по минскому «Cheesecake Factory»). Проблема здесь отчасти в управлении этой ротацией, отчасти — в отсутствии комиков, которые бы хотели и могли работать над подобным продуктом.

Будем надеяться, что пул участников будет расширяться, формат — дорабатываться и переосмысливаться, а мастерство комиков — расти. Потому что русскому стендапу нужно телешоу. Оно обеспечило бы рост популярности жанра, создало перспективы развития для начинающих комиков и инфраструктуру для появления новых стендап-проектов — живых и медийных. А именно благодаря большому объему популярного стендапа возможны неординарные, нишевые, «альтернативные» стендап-комики.

За границей стендапу служат сотни комедийных клубов, фестивали, премии, развитый институт критики и особенно — телевизионные разговорные шоу: выступление у Джимми Киммела, Джея Лено или Дэвида Леттермана переводит карьеру комика на качественно иной уровень. У нас, за неимением рынка late night шоу и новых идей, рупором стендапа будут пока другие форматы: «Stand Up», «Comedy Баттл» (третий сезон которого тоже делал Дусмухаметов, и теперь количество стендап-комиков в его финале не так удивляет) или даже «Comedy Club».

Может быть, еще рано сейчас думать о том, что из всего этого получится. Сейчас «Stand Up» — безусловно самое профессиональное и, приходится признать, самое смешное клубное стендап-шоу страны. Увидеть все своими глазами можно 31 октября и далее — раз в две недели. Вход свободный, но чтобы занять нормальные места, лучше предварительно позвонить и прийти не позже девяти.

, , , , , , , , ,

  • Иван

    С таким отношением ничего не получится. Я имею в виду уровень HBO,

    Хотя быдлостендап в России всегда был популярен.

    • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

      Ну какое бы ни было отношение, нужен не один год, чтобы построить HBO.

  • Антон Антонов

    Виктор Комаров самый трудолюбивый комик МОСКВЫ? уже полтора года?)
    отличная шутка!
    а то, что Stand Up профессионально организованно, нет смысла спорить, но то, что самое смешное на данный момент, оценка необъективная
    я как зритель говорю! и бываю на разных выступлениях, и вижу что не все смешные и талантливые ребята, выступающие в Москве, находятся в проекте Stand Up!

    • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

      Думаю, если просто посчитать количество выступлений, у Комарова больше всех получится. Это, я считаю, показатель. Хотя насчет полутора лет я, может, немного и приврал.

      Безусловно, в проекте работают не все крутые комики. Далеко не все. У нас, к счастью, их не шесть человек. Я тоже на многие мероприятия ходил, и моему сердцу много что милее этого проекта, но как цельное клубное шоу это, по-моему, все равно самое смешное что когда-либо у нас было. Хотя бы за счет плотности юмора.

      • http://vk.com/id2163977 Иркмаан Иркмаан

        “я, может, немного и приврал”
        За становлением российского стендапа следят тысячи критических глаз. Если несложно – не преувеличивайте ни в чем при описании каких-либо достижений – чтобы не давать лишний повод для критики. И так всё пока не очень весело. Но – всё лучше, что радует.
        Заранее спасибо

        • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

          А что не весело? Что не в порядке?

  • Женя Отставнов

    все весело. все в порядке.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes