Для справки

Стендап на СТС

С понедельника по четверг пройдут съемки телевизионного стендап-шоу «Центральный микрофон — Central Mic», ради которого объединились все светлые силы нашего стендапа. Чем больше нас, людей с прекрасным чувством юмора, будет на съемках, тем лучше будет шоу. В зале всего сто мест, успейте записаться до субботы.

Предпосылки

Стендап на телевидении нужен в первую очередь самому телевидению. Это очень дешевый в производстве, массовый и как будто сам по себе растущий контент. В смысле: достаточно дать талантливому комику микрофон, чтобы занять полчаса эфира, и всё, что в будущем придумает этот талантливый комик, пойдет в прок. С этим был связан бум стендапа в США. Кроме того, стендап в России становится все более и более модным, а у телепродюсеров серьезно болит голова о том, как завоевать молодую интернет-аудиторию. На стендап уже поставил ТНТ.

СТС

В пресс-релизе сообщается: «СТС начинает съемки …». В действительности заказчиком выступает «Good Story Media», это вполне современная компания, в активе которой, например, «Реальные пацаны». И главную вещь про стендап они понимают: «Центральный микрофон» будет записываться при живой публике. Это редкость для нашего телевидения, и если на съемках будут люди, которым нравится хороший юмор, есть надежда, что при монтаже не наложат закадровый смех, который может испортить даже «Мону Лизу».

Съемки пройдут на производственной базе компании «А-Медиа», которая, как и «Good Story Media», независима, но плотно сотрудничает с СТС. «А-Медиа» вообще одна из крупнейших в России продюсерских компаний, и, что любопытно, — партнер недавно пришедшего на наш рынок HBO. Известно, что HBO на локальных рынках иногда работает с оригинальным стендапом — например, делает шоу «Stand Up Cafe» в Румынии.

В съемки вкладываются приличные деньги, за четыре дня будет снято 10 серий, поэтому есть надежда, что в том или ином виде программа в итоге выйдет.

Борисов и Меерсон

Креативные продюсеры проекта — Антон Борисов и Игорь Меерсон, которые давно и активно, пусть и с переменным успехом, участвуют в развитии жанра. Борисов в деле с 2005 года, начинал он параллельно «Comedy Club». Это значит, что в какой-то параллельной Вселенной четвертый по величине канал страны полностью зависит от «Антон Борисов Production». В нашей же скромной Вселенной он глава компании «Люди ТВ», которая пишет для многих юмористических телепроектов.

Осенью 2010 года Борисов стоял у истоков первого московского клубного стендап-проекта «Стендап проект». Через год, в декабре 2011, Борисов и Меерсон организовывали смотр юмористических сил, приуроченный к открытию в России канала Comedy Central. Это было очень важное мероприятие, которое, казалось, могло перевернуть всю нашу песочницу, но затея не удалась. Мероприятие провалилось очень глубоко, причем в значительной степени — по организационной линии. Стыдно было даже сидеть в зале, и боссы Comedy Central вполне закономерно поставили на русском стендапе крест. Тогда казалось, что это бездна, но потом появился пилот передачи «Питерский десант»:

Но вернемся к успехам. В апреле 2012 Борисов с Меерсоном привезли в Петербург Дилана Морана, а это было знаковое событие не только для российского стендапа, но и, пожалуй, для всего нашего шоу-бизнеса. Летом 2012 года ребята участвовали в создании нового пилота для ТНТ, протолкнули стендап на Первый канал, а в октябре организовали повторные, намного более масштабные гастроли Дилана Морана. И, подводя их итоги, справедливо будет сказать, что благодаря им страна становится частью общеевропейского стендап-движения: за полгода в России побывали комики из Англии, Франции, Швеции и Эстонии. Будут иностранцы и на съемках:

  • Хедлайнер —хорошо известный в Англии Эрдол О’Хэннон. Как и Дилан Моран, он работает с агентством Just For Laughs Live.
  • Рич Лайонс и Джейсон Роуз — особенно Роуз, у которого через день после съемок в Москве концерт в Лос-Анджелесе — занимаются road comedy, выступают не только в Канаде, США и Великобритании, но и в Скандинавии и в Восточной Европе.
  • Исаак Янсон и русскоговорящий Ник Антонов — из проекта Comedy Estonia, который регулярно устраивает мероприятия с участием западных комиков;
  • Эрик Суферт и Андерс Стьярнхолм — скандинавы, дружны с пресловутым Comedy Estonia, выступают по-английски.

Если все сложится благополучно, обещаны и другие западные комики. К организации шоу имеет некоторое отношение Ольга Дука, которая уже привозила в Россию Майкла Легга и Марселя Люкона и планирует продолжать:

Я смотрела Дилана Морана и Boy with tape on his face, Даниэля Слосса и Майкла Легга, Крэга Хилла и Хелен Арни, Саймона Амстелла и много кого еще. Многих я звала выступать в Россию, и многие согласились [snob.ru/profile/26065/blog/54523].

Теоретически возможно, что комики, которые блеснули, например, на фестивале Fringe, сразу будут попадать к нам.

Вернемся к реальности. После совместных с Мораном концертов в адрес организаторов звучала критика:

Меерсон и Борисов продолжали любимую русскую забаву «к нам приехал смешной иностранец, давайте мы его заставим делать что-нибудь дурацкое и поржем». И потом мы жалуемся на стереотипы, мол, они там, на Западе, думают, что мы только и пьем водку, когда не играем на балалайке своему домашнему медведю. Но стоит соотечественникам столкнуться с человеком из другой страны, как они тут же впадают в раж — учат бедолагу пить водку и ругаться матом, и находят это дело уморительным [corpuscula.blogspot.com/2012/09/blog-post_262.html].

На обвинение Борисов ответил так:

Шквал негативных отзывов, которые мы получили после этого концерта, превзошел все наши ожидания. И ведь не сказать, что было не смешно. Шутили о евреях, о политике, но народ воспринял это так, как будто мы примазались. Я вдруг понял, что у нас существует огромный разрыв в обществе. Есть своего рода эстеты, которые смотрят Морана, но они совершенно не могу воспринимать юмор из телевизора. И наоборот. Зрители смешивают нас с асфальтом, вместо того чтобы порадоваться, что кто-то из русских лупит на одной сцене с Мораном [timeout.ru/journal/feature/29615/p-33916].

Из критики были сделаны, похоже, правильные выводы. Целеустремленность и желание делать стендап никуда не делись, но свое мнение перестало считаться единственно правильным, к окружающим стали прислушиваться; обмен опытом с европейскими и отечественными коллегами явно расширил горизонты и пошел на пользу общему делу.

Куликов

Впервые в стендап-телепроекте принимает участие Николай Куликов, и то, что он привносит в проект, крайне важно. Во-первых, он дает сольные стендап-концерты уже пятый год, такого опыта в России нет ни у кого и не появится еще ближайшие четыре года. Он очень четко, почти канонически понимает, что такое стендап, и ориентируется исключительно на лучшие западные образцы. Во-вторых, он, как киносценарист, журналист и критик, не чужд культуры, в отличие от большинства телевизионщиков. И кроме того, имеет серьезный телевизионный опыт: все-таки проработал сценаристом весь первый сезон «Вечернего Урганта».

По возвращении в стендап этой осенью, Куликов стал интегрироваться в среду, от которой раньше отстранялся: возобновил выступления на открытых микрофонах и стал звать на разогрев молодых комиков, в частности Кирилла Сиэтлова.

Сиэтлов

Кирилл начинал два года назад на сцене открытого микрофона «Стендап проекта». Потом он с невиданной настойчивостью, несмотря на многочисленные неудачи и скепсис окружающих, стал организовывать живые мероприятия. То, что сегодня трудолюбивый московский стендап-комик может выступать три раза в неделю — в большой степени заслуга Кирилла.

Естественным образом вокруг этих мероприятий сложился костяк регулярно выступающих комиков, они вместе сильно выросли за полгода живых мероприятий. Они все очень разные и по-разному смешные, но придется пока перечислить их через запятую: Секаев, Кукса, Андреев, Квашонкин, Ланской, Беликов, Бухряков.

Другие

Кроме упомянутых выше в съемках участвуют:

  • комики из круга шоу «Смех без правил»: активно занимающиеся стендапом Илья Соболев и Евгений Отставнов, а также Эдуард Мацаберидзе и Николай Камка. Важно здесь не только их присутствие, но и отсутствие остальных «убойщиков», всем коллективом уныло переползающих с одного телеканала на другой.
  • Илья Егги, победитель второго сезона «Comedy Баттл», очень смешной парень, который чуть ли не единственный демонстрировал на проекте душу и интеллект.
  • Давид Кочаров из питерского «Comedy» и Костя Трембовецкий из киевского «Стэндап Шоу».
  • Нуртаc Адабаев, Сергей Арефьев и Володя Науменко, о которых не терпится что-нибудь узнать.

Итого

Я нисколько не сомневаюсь в том, что в проекте возникнет масса проблем и конфликтов. Телевизионная атмосфера, отсутствие принятого всеми лидера, благодушное настроение, туманность выбранного формата, личные амбиции, разница подходов, — сложившаяся конфигурация неустойчива, почти взрывоопасна.

Но именно ради этого проекта собралось столько разных, смешных, деятельных и очевидно желающих добра нашему стендапу людей. Упустили ли отдельных классных комиков? Пригласили ли тех, кого не надо было приглашать? Лучший ли это состав из всех возможных? Старались ли все сделать как можно лучше? Да, да, нет, да. Да, повторюсь, старались сделать как можно лучше, причем, что мне было важно показать, — стараются уже долго, мучительно и не без результата.

Теперь дело только за зрителями. Стендап — штука интерактивная, живая. Смогут ли расслабиться и выдать свой максимум комики — зависит от аудитории. «Центральный микрофон» будет отражать интересы той аудитории, что придет на съемки. Если зрителям понравится, то не нужен будет никакой закадровый смех. Для нас это как митинг «Телевидение должно быть нашим», как референдум «Хотите ли вы, чтобы стендап в России развивался». В зале 100 мест, это значит, что каждый хороший зритель — 1% успеха. Надо идти.

Расписание съемок, регистрация и официальная информация — orgimprove.timepad.ru/event/51580.

, , , , , , , ,

  • Андрей Сельчин

    Удачи ребята! Надеюсь у вас получится

  • Михаил

    Посмотрел эту программу и ужаснулся! Куда катится наше чувство юмора? Особенно когда американец или канадец выступал хотелось пульт швырнуть в телевизор! Такими темпами мы лет через 5 будем шутить как америкосы мол у твоей мамы такой большой зад, что бы ее обойти надо такси вызывать ха ха ха! Полный кал, а не юмор!

Работает на WordPress. Тема Woo Themes