Для справки

10 самых важных стендапов в истории комедии

Американский кабельный инди-канал IFC составил список десяти самых важных стендапов в истории комедии. Вольный перевод статьи и видео (7 из 10 концертов переведены на русский) — ниже.

Итак, в хронологическом порядке:

Джордж Карлин

On Location: George Carlin at USC (1977)

Первым в списке идет первый special Джорджа Карлина. Сорокалетний Карлин вышел на сцену как голос андеграунда, голос поколения битников. Именно здесь звучит знаменитый отрывок «Семь слов, которые нельзя говорить в телевизоре», который вызвал длительную дискуссию о допустимости брани на телеэкране, закончившуюся в итоге победой свободы слова над ханжеской моралью.

На этом месте также мог бы быть концерт «Jammin’ in New York» (1992), вершина творчества Джорджа Карлина.

Ричард Прайор

Live in Concert (1978)

Это потрясающе честное и искреннее видео, в котором Прайор рассказывает о своих непростых отношениях с белыми людьми, полицией и семьей, о наркотиках и сердечном приступе. Live on the Sunset Strip (1982) еще лучше. Все неприятности (прекрасная биография Прайора опубликована на русском сайте «Standup-sreda.Ru», — мог бы сообщить IFC) не отменяют высокий гуманизм его выступлений.

Сэм Кинисон

Breaking The Rules (1987)

Разочаровавшийся в религии проповедник. Ярость и гнев. Кинисон в прямом смысле слова кричит про ненависть к религии, бросившей его жене, пидорасов, которые разносят эпидемию СПИДа (ах, восьмидесятые!) и всему остальному. При всем уважении к попирающим мораль современным комикам, до Сэма им далеко. Видео без перевода.

Билл Хикс

Relentless (1991)

Высказывания Хикса о военной экспансии США сегодня смотрятся очень актуально, тогда его понимали хуже. Больше всего Хикс ненавидел лицемерие, особенно по поводу религии и наркотиков, а мечтал о коммунизме, то есть гуманистическом, справедливом технократическом обществе, в котором реализуется весь человеческий потенциал.

Джанин Гарофало

HBO Comedy Half-Hour (1995)

На сцене чистый и глубинный феминизм. Гарофало — леди с кучей неврозов и массой разнообразных убеждений по поводу религии, политики и общественного устройства. Пережила операцию по уменьшению груди на два размера, чтобы ее воспринимали серьезно, принципиально отказывалась от ролей красивых девушек, в том числе в «Бойцовском клубе». Комедия наблюдений в этом выступлении — в духе «Хотите ли вы во время секса врезать своему партнеру и заорать «ПЕРЕСТАНЬ! ПЕРЕСТАНЬ МЕНЯ ЕБАТЬ!». Видео без перевода.

Крис Рок

Bring The Pain (1996)

Вторая запись Криса Рока. Первый спешл привлек внимание к молодому и никому не известному Крису Року, второй навсегда вознес его в пантеон стендап-комедии. Эта запись изменила представление о черных, но главное — это просто очень, очень смешной стендап. Один из лучших за всю историю, вне всяких сомнений.

Эдди Иззард

Dress To Kill (1998)

Записанный в Америке, лучший стендап английского комика, который как будто бы несет всякую чушь, но ничто — ни мейкап, ни одежда, — не отвлекает внимания от того, что и как он говорит. Здесь Иззард проходится по большим темам вроде мировой истории и международных отношений, но при этом остается очень точен психологически. У Иззарда совершенно особый метод погружения зрителя в мир своих ярких фантазий.

Зак Галифанакис

Live at the Purple Onion (2005)

«Зак Гаспифинаски» странно каламбурит и что-то бормочет, аккомпанируя себе на фортепиано. Зак пестует ауру несчастного, жалкого алкоголика-дебила. Никто не знает, что он скажет дальше. Созданный вопреки всем канонам концерт, который перебивается скетчами, дорожными реалити-записями и псевдоинтервью с еще более дебильным братом-близнецом Зака.

На этом месте могла бы быть также запись «Личность» Деметри Мартина (2007), в которой сделано все то же самое, только более вежливо и в нердовском стиле, который тогда только входил в моду.

Луис Си Кей

Shameless (2007)

Возможно, лучший из ныне действующих комиков. С Shameless [Без стыда] начался новый этап его карьеры, в котором, как и Карлин, Луис стал как можно быстрее выкидывать весь материал, чтобы написать новый. В этом стендапе — мощь искреннего отвращения к себе и окружающим. Луис с каждым стендапом становится все лучше и лучше, но здесь есть гиг «Самая грустная мастурбация» и то, что мы все знаем, но никогда не говорим, — главным образом о детях.

«Стендап среда» хотела бы заметить также, что Луис в отличие от многих других комиков очень серьезно работает над текстом выступления, — риторическими фигурами, интонациями и проч.

Реджи Уотс

Why Shit So Crazy (2010)

Реджи Уотс музыкально одарен, делает приличный трип-хоп прямо на сцене и изощренно пародирует саму форму стендап-выступления, бросаясь от одного стиля юмора к другому. Выступления Реджи Уотса скорее о форме, чем о содержании и их невозможно даже процитировать. Это надо увидеть своими глазами. Ничего более инновационного просто не существует.

Видео непереводимо.

, , , , , , , , ,

  • Глеб

    Не показывается видео Гарофало. Напишите ссылку, пожалуйста.

    • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

      Из оригинальной статьи тоже пропало, и Гугл тоже скрывает, так что ничем помочь не могу.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes