Для справки

Комик из девяностых

Намедни перевели два полнометражных выступления неординарного подпольно-интеллектуального английского комика Стюарта Ли, которого либо ненавидят, либо обожают — и читатели «Стендап среды» скорее обожают, что очень радует редакцию, — и это отличный повод поговорить о нем подробней.

Как многие другие британские комики, Стюарт Ли начинал в университетском театральном кружке. Там он познакомился с Ричардом Херрингом, ставшим на долгие годы его постоянным соавтором. Получив оксфордский диплом по английскому языку и литературе, Ли стал заниматься стендапом. Вскоре он получил премию как лучший дебютант, работу на радио и к 1995 году их совместное с Херрингом радиошоу Fist of Fun уже превратилось в популярную телепередачу, довольно грубое и резкое по тем временам скетчшоу. Оно шло полтора года, после этого была еще пара телевизионных проектов.

Во второй половине 90-х комедийный дуэт Ли и Херринга был настолько популярен, что в прошлом году был выпущен DVD с этими старыми шоу и комментариями авторов.

Последний телепроект Ли и Херринга завершился в 1998. Ли в этот период работает музыкальным критиком, пробует себя как театральный режиссер и пишет готический роман о поисках Грааля (не потому ли он так ненавидит Дэна Брауна?). В 2000 он вовсе бросает стендап и снимает пару пилотов для телевидения. В одном из них, Attention Scum, появляется знакомый образ странноватого комика-философа, который то погружается в самые бездны смысла, то перестает понимать для всех очевидное. Пилот становится сериалом, получает ряд премий, но после первого сезона Би-Би-Си его благоразумно отменяет.

Ли продолжает работать над книгами и сценариями. В 2003 ставят мюзикл «Джерри Спрингер: Опера», музыку и текст для которого Ли написал вместе с еще одним своим постоянным соавтором, Ричардом Томасом. <Джерри Спрингер — это ведущий отвратительно-желтого американского ток-шоу, очень бледными подобиями которого выглядят российские «Окна» и «Пусть говорят». На передачу приходили настоящие зоофилы, копрофаги и ку-клукс-клановцы; мат, драки и голые задницы здесь обычное дело>.

По сюжету мюзикла Джерри Спрингер попадает в ад. Там ему приходится участвовать в разборках Иисуса и Сатаны, где всплывают характерные подробности их биографий. Едкая сатира на общественные нравы собирает все мыслимые премии и с оглушительным успехом идет в Англии, США, Канаде и Австралии до 2008 года.

В этот период невиданого успеха Стюарт Ли издает свой первый сольный DVD, Stand-up Comedian (2004). Диск получает восторженную критику — вплоть до признания Ли одним из лучших комиков десятилетия — и какие-то премии. Бессмысленно говорить, о чем этот стендап. Вообще-то Ли шутит про 11 сентября, принцессу Диану, Ричарда Храброе Сердце и Иисуса Христа, но на практике все дело оказывается в стиле. К этому мы вернемся чуть позже, потому что уже в начале 2005 года на мюзикл про Джерри Спрингера внезапно ополчаются религиозные фанатики.

Почему? Ну вот например сцена, где Сатана с Иисусом, так сказать, разговаривают. Знание английского не обязательно.

Скандал был жуткий, докатился даже до России. Присутствовали угрозы расправы, отмены спектаклей и судебная тяжба по обвинению в богохульстве. Лучше об этом расскажет сам Стюарт Ли — сразу по окончании суда, в 2005, он выпустил DVD 90’s Comedian, почти полностью посвященный этой истории и его к ней отношению.

Это очень оскорбительная запись, в том числе для нерелигиозных людей. Ли доходит до туда, где кончается любая широта мировоззрения и толерантность. Душевные страдания неизбежны. Но он проведет вас через стыд и блаженство, и катарсис обязательно будет — если вы, конечно, готовы идти за автором.

Знаток литературы, театра и музыки, Стюарт Ли говорит, что занимается искусством, причем искусством на границе авангарда. Материалом ему служат слова, образы, символы, идеи, рифмы и ритм речи. Ему важно создать уникальное произведение искусства, то есть законченное единство формы и содержания. Он, по большому счету, филолог-поэт — эти две идентичности погружают человека в бесконечный цикл письма и анализа своего письма — и он недаром издает сценарии своих стендапов отдельными книгами, с комментариями автора.

Ли искренне удивляется, что на пятом десятке лет ему не приходится уже заниматься ничем кроме стендапа. Он в прямом смысле слова положил свою жизнь на то, чтобы делать то, что он делает сейчас. У него без шуток непростая жизнь, о которой он если и расскажет мельком, то тут же скрутит эту тему в какой-нибудь хлесткий прием. Но за привычно циничным, казалось бы, материалом, всегда видна настоящая, мрачная и тяжелая трагедия.

У него нет панчлайнов, отыгрышей и даже шуток в привычном понимании слова, зато есть десятки риторических фигур и совершенно особая, неуловимая магия настоящего искусства. Обязательно посмотрите этот диск — его замечательно перевел для вас кандидат философских наук Евгений Борзов. Это один из лучших стендапов, что я видел в своей жизни, серьезно.

ссылка пока только на торренты

После 90’s Comedian карьера Ли резко пошла вверх. Его записали 41-м в список ста лучших комиков всех времен (над чем сам Ли здорово поиздевался), он выпустил три DVD, три книги и два сезона собственного стендап / скетчшоу Stewart Lee’s Comedy Vehicle. Будет и третий. Из одного из многочисленных неизвестных альтернативных комиков Ли превращается во вполне самостоятельную величину, которая, надеюсь, изменит ландшафт современной комедии.

Полный список работ и все переводы, как обычно на странице комика. Если вам не понравится Стюарт Ли, есть Майкл Макинтайр и Рассел Говард — Ли их от души ненавидит. А если нравится, то езжайте в Англию, он все лето показывает там свою новую программу.

, ,

  • Q.

    Спасибо огромное за перевод! Восхищён Стюартом Ли! С нетерпением ждём новых переводов.

  • https://www.google.com/accounts/o8/id?id=AItOawnwf2gmekBCY8Hni8YO30g9r9B4YEOVoYA Артем Попов

    Он гениален. Но настоящий хардкор для неподготовленного слушателя.

  • Даниил

    Большое спасибо за перевод, Евгений.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes