Для справки

Эндрю Дайс Клэй

Эндрю Дайс Клэй (урожденный Эндрю Клэй Сильверштейн) – возможно один из самых грязных и неполиткорректных комиков, когда-либо выступавший перед большой аудиторией и добившийся на этой ниве славы.

В его материале нету глубоких мыслей, политических комментариев или острой сатиры на злобу дня. Дайс говорит почти исключительно об отношениях полов, иногда подмешивая наблюдения из жизни и обсценные варианты детских стишков (т.н. “nursery rhymes”).

Выходя на сцену, Клэй перевоплощается в свое альтер-эго – Дайсмэна.

Представьте себе этакого назойливого идиота-мачо, с ног до головы одетого в кожу, с сигаретой в зубах и считающего себя центром вселенной. Этот образ хорошо характеризуется американским словом “douchebag”. Он курит в общественных местах, громко матерится, недолюбливает голубых, а женщин считает годными только для одной цели – удовлетворения своих сексуальных потребностей. И вот с таким багажом Дайс выходит на сцену смешить зрителей…

То, что российская публика мало о нем знает – легко объяснимо.

Во-первых, популярность Дайса уже давно позади (об этом ниже) – его звезда горела ярко, но недолго.

Во-вторых, его сложно переводить. Творчество Дайса лишь тогда обретает полную мощь и переливается всеми оттенками “douchebag” смыслов, когда слушаешь оригинальные записи. Субтитры не передают и толики той энергетики, которую он излучает со сцены. И как не упомянуть о его замечательном бруклинском акценте: прослушивая Дайсовские записи, перед глазами живо предстает картина из нескольких поколений бруклинских евреев, втиснутых в одного человека. Груз наследия, так сказать.

Творчество Дайса сложно кому-либо советовать. В своих выступлениях он достиг невиданных доселе высот вульгарности и женоненавистничества, а про всяческие табу и вовсе можно забыть. Он один из тех стенд-аперов, которые могут писать слабые и невнятные шутки, но делать их смешными, исключительно силой своей личности и масштабом собственной персоны.

Но даже не любя его творчество, ни в коем случае нельзя пропускать безусловный шедевр, под названием The Day the Laughter Died (1990). Данная запись заслуживает места в Топ 5 лучших стенд-ап альбомов всех времен и народов. Магнум опус Клэя.

Продюсером этого альбома выступил, немного-немало, сам Рик Рубин (Run DMC, Slayer, Metallica). Идея Рубина была в том, чтобы записать абсолютно импровизированный альбом, в небольшом клубе и без какой-либо рекламы. Пришедшие на шоу люди должны были не знать что их ожидает…

…а ждал их там Эндрю Дайс Клэй. Тогда он еще не был таким знаменитым, каким станет немного позже. Дайс вышел на сцену абсолютно БЕЗ какого-либо заготовленного материала и сначало принялся импровизировать, а потом просто издеваться и унижать публику последующие полтора часа. На альбоме есть моменты, когда некоторые зрители картинно покидают клуб, а кто-то и вовсе кричит Дайсу “You suck!”.

И тем не менее, под конец записи есть ощущение, что зрители прочувствовали всю силу того, ЧТО с ними сейчас произошло.

Шедевр.

В 93-м году выйдет вторая часть – The Day the Laughter Died, Part II. Самый поляризующий альбом в его дискографии.

Та же концепция, тот же клуб, но на этот раз Дайс решил по-настоящему поэкспериментировать и проверить на прочность рамки жанра. На протяжении часа он проваливается почти на каждой шутке, а издевательство над публикой перемежается с длинными паузами тишины, потомучто никто не смеется. Здесь очень мало по-настоящему смешного материала, а кончается альбом и вовсе забавно – на середине словесного конфликта, грозящего перейти в драку, между Дайсом и зрителем.

Фактически, перед нами запись неудавшегося шоу, когда “звезды не сошлись”, настроения не было и все шло не так как должно было бы. Но Эндрю все равно выпустил этот альбом, как своеобразный памятник всем плохим, неудавшимся и просто странным шоу.

Нельзя не упомянуть и о его скандальных выступлениях на радио. Для Дайса это такая же полноценная часть творчества, как и альбомы. В начале 90-х он провоцировал публику и устраивал скандалы на шоу Говарда Стерна (в то время единственное прибежище для таких комиков как он), а позже стал регулярным гостем на Opie & Anthony. Настоятельно рекомендуется к прослушиванию – для полноты картины.

В 89-м году, в начале своей карьеры, Эндрю даже умудрился получить пожизненный бан от MTV за мат на церемонии Video Music Awards.

Но несмотря на такой скандальный имидж, неполиткорректный материал и тысячи сожженных мостов, Дайс сумел взойти на олимп стенд-апа: в начале 90-х годов он был самым известным и высокооплачиваемым комиком-стендапером в Америке (а следовательно и в мире). Его слава была в зените и именно Дайсу принадлежит рекорд – два дня подряд солдаут в Медисон-сквер-гарден. Ни один комик до сих пор не смог этого повторить (включая его самого).

А дальше его популярность пошла на убыль. Карьера в шоу-бизнесе очень холмистая: взлеты сменяются падениями и никто не даст гарантий на завтрашний день. Изменились времена и конъюктура, а вот он меняться не захотел. Дайс постепенно терял актуальность, стал меньше писать и появляться на публике в качестве стенд-апера; вместо этого он попытался стать актером и снимался в паре низкопробных фильмов и ТВ-шоу. Как результат, после 95-го года публика о нем почти забыла. В начале нулевых Дайс задумал камбэк, выпустив пару не самых плохих записей, но былой славы так и не добился. Проблема в том, что перед нами все тот же Дайсмэн, травящий неприличные шутки со сцены, а прогресса совсем не видно.

Вдобавок к утрате популярности, Дайс промотал почти все свое состояние (десятки миллионов долларов) и сейчас перебивается небольшими выступлениями в клубах.

Недавняя роль в сериале Entourage возможно реабилитирует его карьеру актера, но что касается стенд-апа – это, увы, очень сомнительно.

  • http://standup-sreda.ru Артем

    Спасибо за пост. И да, существует русская озвучка Dice Rules – http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3568573

    • http://khorenyan.livejournal.com Павел Хоренян

      русская озвучка… боже, какое извращение

  • http://twitter.com/slevin64 slevin64

    его юмор реально тупой. быдло в вакууме. не знаю кому такое может понравится.

  • Сергей

    На редкость примитивный индивидуум. Я честно пытался посмотреть “Дайс рулит”, но не смог. После первых десяти минут ткнул наугад в три места посреди записи – оказалось такое же г…но.
    Удивило то, как ржала публика на этом его концерте. Видимо, прав Задорнов: “Американцы ТУПЫЕ!!!”

  • Mic

    Dice Rules видел, полная тупизна. Не понятно было, почему публика так бесновалась.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes