Для справки

Джордж Карлин

Наконец взял себя в руки и посмотрел почти все HBO specials Джорджа Карлина.

Карлин всегда был для меня эталоном стенд-апера: харизматичный, очень провокационный, острый на язык и настоящий мастер английского языка. Я его идолизировал. Но знакомство с творчеством ограничивалось лишь отдельными клипами на Ютубе, полноценных выступлений я не видел.

Сложно про него писать. Это как выкладывать фотографии из Нью-Йорка – тысячи людей там были, все возможные и невозможные виды города были запечатлены на многочисленных фотографиях, а уж тем более в кино. Никого ничем не удивишь, надо искать малоизвестные и непопулярные места.

Поэтому я просто напишу впечатления от знакомства с его творчеством и как-то зафиксирую собственные ощущения.

Оказалось, что Джордж был ОЧЕНЬ продуктивный комик. Его рабочая этика состояла в том, чтобы каждые два года начинать с нуля. То есть в ноябре он записывал час нового материала, а потом все шло в архив и Карлин начинал с нуля писать новые мысли и шутки. Поразительный драйв и работоспособность! Как результат, мы имеем огромное количество видеозаписей, альбомов и книг.

Не скажу, что все настолько гениально как я раньше предполагал. Конечно, Карлин – гений, но много в его выступлениях дурацких и неинтересных мест. Очень странно видеть как он делит шоу на сегменты, объявляя зрителям, что сейчас мы поговорим о нелепостях, встречающихся в английском языке, сейчас мы представим это, сейчас мы поговорим про то итд итп. На мой взгляд, это убивает определенный шарм в этом остроумном потоке сознания, льющегося со сцены. Современные комики ушли от этой практики и предпочитают бесшовные переходы между различными темами. Это выглядит гораздо более плавно и естественно.

Немало скучных и затянутых сегментов. Очень часто Карлин придумывает какую-то концепцию, гиперболизуют определенную идею, чтобы показать абсурдность ситуации. Но потом очень затягивает шутку и перебарщивает с описанием, до тех пор пока уже не хочется сказать: “Хватит! Все понятно, это абсурд, двигаемся дальше!”.

С намеренной глупостью и “lowbrow” юмором он тоже перебарщивает. Мне всегда казалось, что разбавлять свой монолог такими явными перебивками и “включением дурачка” очень вредит всей программе. Наоборот, интересней было бы увидеть полноценный час, полностью посвященный политике/религии итд.

Нельзя не упомянуть о его радикальных “заездах” влево. Я имею в виду политические убеждения. Ей-богу, я не против адекватной левой риторики, но Карлин иногда перегибает палку и непонятно откуда появляются пассажи чуть ли не в духе “белый человек виноват во всех бедах нынешнего поколения”. Откуда такие бредни могут появляться в голове у такого умнейшего человека? Выглядит как будто он хочет сделать кому-то приятное.

Но такие мысли проскакивают нечасто, в основном Карлин очень точно и язвительно изобличает политиков, нравы и лицемерие, творящееся в мире. Он часто любил говорить, что “When you’re born you get a ticket to the freak show. When you’re born in America, you get a front row seat”. Таким образом он дистанцировался от происходящего и давал себе возможность наблюдать.

Но количество плюсов с лихвой перевешивает минусы. За один только сегмент “Seven dirty words”, Карлину можно было ставить памятник при жизни и включать в комедийный зал славы. А ведь еще можно вспомнить остроумный “Baseball and Football” и “Planet is fine”. И таких моментов у него очень и очень много.

Louis CK очень хорошо подметил как Джордж открывает свое выступление в Back in Town (1996). Посмотрите на шутку с которой он начинает свое шоу.

“Why, why, why, why is it that most of the people who are against abortion are people you wouldn’t wanna fuck in the first place?”

Он не ждет середины или конца выступления, чтобы умаслить и задобрить публику хорошим юмором и остроумными замечаниями. Нет. Это его первая реплика и он сразу бьет по огромному количеству людей. Одно дело смотреть это в записи по телевизору, а совсем другое находиться перед огромной аудиторией и сказать им это в лицо.

Я был удивлен, узнав, что Карлин не совсем самостоятельно пришел к такому острому и скандальному стенд-апу. По его собственным словам, он начал работать с удвоенной силой и писать гораздо более провокационные тексты, когда услышал Сэма Кинисона (Sam Kinison). Это тот случай, когда мастер учится у ученика. Кинисон – человек действительно легендарный и слушая его первые альбомы, понимаешь как он мог повлиять на очень многих комиков. Если бы не преждевременная смерть в автокатастрофе, он бы мог стать настоящим мастером жанра.

Я бы особенно хотел выделить два выступления Карлина. По совместительству, они у меня самые любимые.

Во-первых, это You Are All Diseased (1999). Карлин тогда вышел на сцену после смерти жены, очень разозленный и в зените собственного цинизма. В его интонациях и даже во взгляде читается удвоенное отвращение ко всем нелепостям и лицемерию, которые он обыденно вскрывает в своих выстплениях. Материал получился ядерный.

Во-вторых, Life Is Worth Losing (2006). Предпоследнее выступление, через два года он умрет. Мне кажется, что это его самая мрачная программа. К концу жизни он все больше разочаровывался в людях и американском обществе.

Первый сегмент под названием “A Modern Man”, можно охарактеризовать емким американским словом “jaw dropping”. Карлин здесь демонстрирует владение английским языком на высочайшем уровне и это наверное один из моих самых любимых сегментов.
А после начинается неумолимая критика общества. Мне кажется, что именно тут Джордж достиг апогея в своей брутальности и беспощадности.

Очень рекомендую.

Джордж Карлин, 9.4 out of 10 based on 69 ratings

  • olly

    It’s Bad for Ya последнеее шоу у него

  • olly

    мой косяк. случайно прочитала последнее, а не предпоследнее.

  • http://google.com Oleg

    я до сих пор откладываю посмотреть ранние шоу Карлина, боюсь разочарования, исходя из тех отрывков, что я видел

    и видимо не зря

    просто никого не надо идеализировать, даже великих (это я себе)

  • DJGlooM

    Не всегда можно так просто понять человека только по его творчеству. Рекомендую к просмотру интервью Карлина, переводы уже есть давно. В одном из них Карлин рассказал, что ему нравилось “переступать грани”, стучать публике по башке, держать её начеку ну и бомбить клише, табу и прочее.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes