Для справки

Обзор английского стендапа

Да, хоть многое и сказано об «английском чувстве юмора», и целый ряд американских комиков охотно называет в числе кумиров наряду с Филдсом и Марксами группу «Монти Пайтон», но мне всё же британский стендап кажется не таким эффектным, как заокеанский. Высокопрофессиональный, привлекающий отличных комиков, но не такой личностный и эмоциональный. Тем не менее всегда приятно порадоваться за европейского мастера, преуспевшего в США (обратных-то примеров полно — Хикс, Прайор и Стэнхоуп очень популярны на Туманном Альбионе). Сегодня самый известный стендап-комик из подданных Её Величества в Штатах, безусловно, Рикки Джервейз. В отличие от многих коллег, которым успех на сцене дал возможность поработать в кино или на телевидении, Джервейз проделал обратный путь. Да, когда-то он пробовал себя в стендапе, но по-настоящему популярным стал после успеха сериалов «Офис» (2001 — 2003) и «Массовка» (2006-2007).

Успех можно назвать неожиданным: юмор Джервейза (в обоих сериалах он соавтор сценария, сорежиссёр и исполнитель главных ролей) весьма жесток. Комедийный эффект достигается за счёт обыгрывания достоверных ситуаций, которые в жизни вызвали бы у всех очевидцев стыд и замешательство. Но эта неуклюжесть в отношениях между удушенными офисной рутиной служащими какой-то компании («Офис») или агрессивная тупость телевидения вкупе с хамским поведением наслаждающихся своим эгоизмом звёзд шоу-бизнеса («Массовка») Джервейзом превращены в очень смешные и умные сатирические зарисовки. В стендапе Джервейз — такой же провокатор. Может, рядом со Стэнхоупом его и не поставить, но предел терпимости политкорректной публики комик испытывает регулярно, превращая в остроумные скетчи рассуждения о самосожжении монахов, высмеивая религию или разбирая детскую фольклорную классику на предмет полной бессмысленности сюжетов. Американцам Джервейз пришёлся по душе. Он мелькнул в нескольких популярных комедиях вроде обоих Ночей в музее, а сейчас на подходе его полнометражный проект, поставленный совместно с Мэтью Робинсоном — фильм «Изобретение лжи». <Уже вышел — СС.>

Полюбился в США и Саймон Пегг, действительно великолепный мастер. Правда, посмотреть на Пегга в дни стендапа даже сложнее, чем на Аллена или Дейвида, но этот актёр и сценарист обратил внимание на свой талант именно комедийными сольными шоу. А что было потом, известно всем. Сотрудничество с режиссёром Эдгаром Райтом привело к нескольким жанровым шедеврам. Сперва непревзойдённая телекомедия о поколении 20-летних (тогда) под названием «Spaced» (1999-2001), благодаря которой все увидели как можно сделать романтическую комедию о любви и дружбе в стилистике боевиков, триллеров и классики вроде «Полёта над гнездом кукушки». Потом ставший революционным для комедийного хоррора «Shaun of the dead» (вариант перевода «Зомби по имени Шон» я с негодованием отвергаю — Шон никакой не зомби, а в таком переводе теряется созвучие зомби-классике «Dawn of the dead», то есть «Рассвету мертвецов» Джорджа Ромеро), открывший поджанр «тридцатилетние раздолбаи против нечисти».

Фильмы, снятые под влиянием бессмертного творения Райта-Пегга 2004 года выходят и по сей день, сошлюсь хотя бы на недавних «Истребителей вампирш-лесбиянок»Фила Клейдона. Парафраз на темы всеми любимых боевиков 80-х «Hot fuzz» (опять же отвергну наш прокатный вариант перевода «Типа крутые легавые» как слишком примитивный) стал одним из самых интересных фильмов 2007 года. Сейчас сотрудничество Райта и Пегга прервалось, но надеюсь, что это временное явление. Пегг тем временем успел сняться в неплохой комедии «Как терять друзей и заставить всех себя ненавидеть» Роберта Уайда, отметиться участием в паре блокбастеров Дж.Дж.Эбрамса (вроде «Стар трека») и узнал, что его очень любят голливудские старлетки, хотя бы партнёрша по «Как терять друзей…» Меган Фокс. Есть, конечно, опасность, что Пегг останется симпатичным англичанином из блокбастеров или вечным любимцем старлеток, но я в него верю. Тем более на подходе «Пол» по его сценарию и с ним же в главной роли, да и Тарантино не прочь снять Пегга в предполагаемом шпионском проекте.

В саге про истребителя зомби Шона рядом с Пегом можно увидеть и Дилана Морана. Моран — ирландец, но предпочитает проживать на территории Великобритании, пусть ирландское происхождение и даёт рецензентам давать ему титулы вроде «перебравшего виски Джойса». В европейском стендапе Моран один из ведущих мастеров (и один из моих личных фаворитов), который умело сочетает стиль всем недовольного и весьма наблюдательного мизантропа с изобретательным сюрреалистическим юмором. Большой экран ничего интересного Морану пока не предложил (можно вспомнить участие в «Ноттинг Хилл» Роджера Мичелла или «Тристраме Шенди» Майкла Уинтерботтома, но это нельзя назвать интересным), а на экране малом он нашёл способ развить сценический образ. Замечательный сериал «Книги Блэка» о мизантропе-книготорговце стал одной из лучших телекомедий Британии во многом благодаря игре Морана и его отличным сценариям. Да и партнёры у него были отличные, тот же Пегг отметился гостевой ролью в одной серии.

Компанию Пеггу в «Spaced», а Морану в «Книгах Блэка» составил любимец Британии Билл Бейли. Этот комик с внешностью потерявшегося во времени и пространстве добродушного пожилого хиппи с лёгкостью собирает на свои выступления целые стадионы. Музыкально-сюрреалистические номера Бейли хороши как внутри полуторачасовых сольных концертов, так и как отдельные номера. Мини-рок-опера о войне с насекомыми или доказательство теории, что певец Крис де Бург является воплощением мирового зла — однозначные шедевры музыкального стендапа. В последнее время Бейли стал больше внимания уделять и сатире, что, правда, не всегда приводит к удачным результатами. Критические высказывания комика в адрес британцев порой очень хороши (вроде того, которое я, слегка перефразировав, вынес в заголовок главки), а вот критика Буша и американской политики кажется конъюнктурной и ни в какое сравнение не идёт с монологами Маэра или Карлина на те же темы.

В завершение рассказа о британских комиках вспомню популярного Джима Дейвидсона. Нет, я не большой его поклонник, хотя профессионализм актёра под сомнение не ставлю. Выступления Дейвидсона в основном состоят из иногда-действительно-смешных шуток преимущественно на сексуальные темы, но Дейвидсон всячески уравновешивает их монотонными заверениями в полной лояльности к короне (не зря Стэнхоуп в турне по Великобритании так любит заводить публику язвительными замечаниями о чрезмерной любви англичан к принцам и королевам). Такое отсутствие смелости мешает и ему, и многим европейским комикам. Впрочем, в защиту английского чувства юмора замечу, что, наверное, именно для них характерно, чтобы комик вроде Дейвидсона был кавалером Ордена Британской Империи и одновременно постоянным именем в списках «Самый отвратительный британец». И чтобы в его фильмографии «ZOO» Питера Гринуэя мирно сосуществовал с произведениями вроде «Сиськи в лесу».

Как видно, в кино не всё у комиков складывается замечательно. Да и в жизни не всегда. Но, может, так и должно быть? Кому интересны довольные жизнью сатирики? Оттого опасности и проблемы профессии стендап комика не отпугивают многих желающих найти и покорить свою аудитории. Ведь ничто не сравнится с ощущением свободы на сцене, когда есть зрители, микрофон, ты и твоё желание высказать им всё смешное и волнующее тебя. И плевать на последствия — какая разница, что будет потом.

, , , ,

  • http://kolyakulikov.livejournal.com Николай Куликов

    Иван, при всём моём уважении, замечу, что Вы всё же не очень хорошо информированы и насмотрены. Либо Ваши критерии таковы, что они сильно отличаются от, например, моих.

    Я совершенно не могу понять, как можно назвать британский стендап не личностным и не эмоциональным. И мне кажется, что четыре стендап-комика и Саймон Пегг – это не «Обзор английского стендапа». Я ни в коем случае не оспариваю достоинств указанных джентльменов, но всё-таки их маловато для обзора.

    Видели ли Вы (только не на youtube, а шоу целиком) таких комиков, как Russell Brand, Al Murray, Stewart Lee, Jimmy Carr, Frankie Boyle, Dara O’Briain, Jack Dee? Возможно, Вам неинтересен комик, если он не говорит о политике или если в его шоу нельзя найти сатиры, но тогда куда сбросить таких звёзд, как Peter Kay, Lee Evans, Alan Carr, Michael McIntyre? И – ни слова об Эдди Иззарде.

    Сравнение – самый примитивный тип анализа. Понятно, что если сравнивать, условно говоря, звезду МакИнтайра с Хиксом в плане общественной критики (кто критикует, тот и круче), то очаровательный и улыбчивый МакИнтайр, собирающий стадионы, проигрывает угрюмому и мёртвому Хиксу. Но на мой взгляд, правильнее разобраться в особенностях каждого, раскрыть их собственный мир, а не мерять их какой-то странной воображаемой линейкой.

    Стадионами, которые собирают комики, сейчас в UK никого не удивишь. Вот, к примеру, любопытная статья из Guardian, в которой описан настоящий бум стендапа в современной Британии: http://www.guardian.co.uk/stage/2010/nov/10/standup-comics-boom-time. Спустя какое-то время он, разумеется, зачахнет, но сейчас всё бурлит.

    Посмотрите ещё замечательный сайт http://www.chortle.co.uk/ – там масса информации, рецензий, ссылок, биографий, имён. В Королевстве всё гораздо ярче, разнообразнее, живее, чем в Штатах. Видели ли Вы последний и предпоследний сезоны Comedy Central Presents. Кто вам там нравится?

    • Ivan Denisov

      Уважаемый администратор ситуацию прояснил (за что большое спасибо), но кое-что ещё уточню.
      Да, статья делалась для киносайта, то есть посвящена не стендапу вообще, а некоторым так или иначе отметившимся в кино комикам. Это не претендующий на всеохватность обзор. Поэтому отсутствие в нём большинства из названных Вами героев стендапа вполне оправдано.
      Прочие Ваши претензии я, опять же при всём уважении, отметаю сразу. Это просто разница в восприятии. Для меня британцы скучны и беззубы, а американцы ближе и остроумнее. Для Вас – наоборот. Нормальное явление. Я никому своего мнения не навязываю и продолжаю считать, что один “Deadbeat hero” стоит всех Джеков Ди и Питеров Кеев вместе взятых. Рассчитываю на ответную любезность с Вашей стороны.
      И, не обессудьте, никогда не поверю , что “в Королевстве всё гораздо яроче и т.д.”.

  • yasviridov

    Ну, слава богу, не я первым бросил камень в этот раз.
    Подписываюсь под каждым словом Куликова.
    Ну нельзя так! Нельзя писать список “5 лучших британских комиков”, если ты знаешь только шесть!

  • http://standup-sreda.ru a

    Прошу прощения у читателей, которых ввел в заблуждение и особенно – у Ивана за то, что своими действиями подверг его несправедливым нападкам. Это полностью моя вина: я попросил у Ивана разрешения перепубликовать его старый текст, опубликованный в 2008 году на сайте о кино, разделил его на два и назвал части как сумел, – бросайте камни в меня, не трожьте Денисова.

  • Yasviridov

    Теперь понятно, почему, судя по прошлому тексту, какзалось, будто Карлин еще жив.

  • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

    Потенциальный холиварчик убит в зародыше)
    Хотя по-своему “бурления” в комментах даже идут на пользу.

  • http://www.facebook.com/profile.php?id=100002095238333 Aleksey Deryagin

    Сайт отличный, забрал в закладки! Статья познавательная, где Michael McIntyre, Jimmy Carr как минимум? Ах, 2008-й. Надо указывать, спасибо.

    • http://standup-sreda.ru a

      ну ведь это не полный обзор. к тому же, у каждого свой вкус.

      а за отличный сайт – спасибо.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes