Для справки

Фильм “Funny People” (Приколисты)

В 2009 году на российские киноэкраны вышел фильм «Приколисты». Главную роль там сыграл Адам Сэндлер, а режиссером был создатель фильмов «Сорокалетний девственник» и «Немножко беременна» Джад Апатоу. Текстовые анонсы были, например, такие:

Когда врачи выносят прославленному юмористу Джорджу Симмонсу неутешительный вердикт, в попытке завязать настоящую мужскую дружбу, комик берет на разогрев начинающего артиста.

Фильм собрал очень смешные недоуменные отзывы, причем, на Западе их было не меньше, чем в России. Зрители, которые посмотрели это длинный и нудный, по нынешним меркам, фильм, не получили ни уморительной комедии, ни мотивационного фильма про победу над смертью, ни buddy-movie, ни даже мелодрамы. Зато читатели «Стендап среды» фильм по достоинству оценят, потому что это, скорее, производственная драма о юмористической индустрии.

Идею фильма Джад Апатоу вынашивал десять лет, что не очень характерно для человека, который с 2004 года создал порядка 25 полнометражных фильмов. Апатоу чаще выступает в роли продюсера — а для «Смешных людей» он написал сценарий и режиссировал фильм тоже сам. На вторых ролях снял свою жену и детей и даже взял в операторы дважды получившего Оскара (за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана») Януша Каминского, чтобы ни у кого не было сомнений в серьезности намерений.

Но начать наверное нужно с того, кто такой Апатоу. Совсем юный Джад брал интервью у комиков вроде Джея Лено, Говарда Стерна и Джерри Сайнфелда — тогда еще не настолько известного. Контакты этих артистов давала ему мама, которая работала в одном из комедийных клубов. Позже Апатоу стал выступать сам и писать для более известных комиков, например, Джима Керри. Апатоу участвовал в культовом «Шоу Бена Стиллера» [Ben Stiller Show,1992-1993], где познакомился с еврейской комедийной диаспорой и проложил себе путь в шоу-бизнес. А позже основал свою.

Все началось с двух сериалов: «Чудики и чокнутые» про школьников [Freaks and Geeks, 1999-2000] и «Неопределившиеся» про студентов [Undeclared,2001-2002]. Апатоу изначально брал за основу то, что хорошо знает. Он явно тяготеет к реализму и считает основой комедии правду.

Он нащупал <…> свою тему — фрики и гики, то есть неудачники, нелепые, зато смешные. Сначала просто очкастые подростки и школьники-жиртресты. Потом кидалты, взрослые дядьки со всеми атрибутами детства — видеоиграми, футболкой с названием рок-группы, неизменной барабанной установкой в углу. И, как правило, невезухой в личной жизни, карьере и вообще во всех областях, где взрослый человек обязан быть успешным. Главная идея фильмов Апатоу — успех, конечно, успехом, но на самом деле никто не обязан его добиваться. Можно быть милым и так, на ровном месте, а гонки за первенством и крутизной в постели и бизнесе такой же пережиток взросления, как видеоигры. http://kommersant.ru/doc/1204481

Не будем перечислять два с половиной десятка фильмов, которые создал Апатоу, заметим только фирменный почерк: это всё трогательные и честные истории про «обычных чуваков», упакованные в довольно грубый, местами откровенно сортирный юмор. Идея здесь в том, что смешное — оно и есть смешное, и не надо ничего больше изобретать. Это становится понятно по просмотру «Funny People», где есть дистанция между сортирным юмором, который сочиняют персонажи, и самими персонажами.

Апатоу собрал вокруг себя целую банду актеров, сценаристов и режиссеров. Достаточно вспомнить, например, Сета Рогена, Джону Хилла и Пола Радда. Принцип работы Апатоу — не мешать талантам раскрываться. На съемочной площадке он просто позволяет играть людям, которые ему нравятся и которым он доверяет. Тем же образом он спродюсировал сериал Girls, который получил недавно четыре номинации на «Эмми» — просто позволил Лене Данэм делать то, что ей кажется интересным и смешным. Апатоу знает, что надо делать: снимать с душой реальную жизнь. Снимать о том, что тебя больше всего волнует, снимать то, что ты хорошо знаешь.

Так вот, вернемся к «Funny People». Главный герой, Адам Сэндлер, — популярный стендап-комик. Сет Роген работает на Сэндлера, как раньше Апатоу — на Джима Керри. Кроме того, есть масса второстепенных героев: молодежь, которая только начинает работать в этой индустрии и уже прожженные, профессионально деформированные комики. Персонажи созданы со знанием дела, достоверность фиксируют камео Азиза Анзари, Норма Макдональда, Бо Бернема, Дейва Аттеля и других крутых комиков.

И как всякая хорошая комедия, это фильм немножко о смысле жизни. Комик, который узнает, что скоро умрет, вдруг многое осознает, а потом выздоравливает, — и возвращается к себе прежнему. Он — комик, что намного важнее, чем какая-то там неслучившаяся смерть. Короче говоря, «Funny People» — это фильм о людях, которые выбрали себе странную профессию, быть смешными людьми.

Пожалуйста, не смотрите фильм в русской озвучке, люди, которые ее делали, перевели название как «Приколисты». Русские субтитры есть на Рутрэкере.

P.S. Пост про эту старую комедию появился как ответ комедиографу Сарику Андреасяну — обязательно прочитайте это интервью, не пожалеете.

  • иркмаан

    Русские субтитры в раздаче на рутрекере ополовинены

    • mLenter

      Как это? Я даже еще раз скачал их проверить – вроде нормально все.

  • http://vkontakte.ru/seattlove_rp Кирилл Сиэтлов

    Мне не нравится этот фильм.
    Для меня он как “Обыкновенный фашизм” – показывает всю внутреннюю желчь и мерзость, и тупость. Как “В мире животных”. То есть один раз смотришь и решаешь, что корпоративы – это плохо, фанатки – это плохо, и все раскрученные лица – это плохо.

  • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

    Не у всех же такая тонкая, ранимая натура) Это не самый лучший фильм Апатоу, где стендап лишь часть декораций.

    • Skelos

      Да ладно, часть… Стендап там полностью декорация, кино об одном из любимых голливудом штампов, про моральное взросление, просто на фоне довольно популярной тематики.

      • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

        А если совсем “обстругать”, то про кризис среднего возраста. Собсна, как и все его фильмы.

        • http://vkontakte.ru/seattlove_rp Кирилл Сиэтлов

          Мне кажется, он воспевает тупость.
          Ну то есть бывают вещи простые и прекрасные. Но не все простые вещи таковы. Воспевая простое ты не обязательно делаешь что-то хорошее.

          Я так же смотрел Girls и еле сдерживал рвотные позывы – очень похоже по ощущениям на прочтение “Над пропастью в о ржи” – очень натурально, доступно изложен весь внутренний мир персонажей, от осознания глубины которого хочется повеситься.

  • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

    Кто знает, может к 30-40 у тебя будут схожие с персонажами “Приколистов” и “Немножко беременна” проблемы, схожий жизненный багаж. Не обязательно такой, от которого хочется повеситься, но позволяющий понимать ситуацию, исходя из своего опыта.

  • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

    А где у него еще стендап – часть декораций? Я б позырил.

    Я отчасти соглашусь со Skelos: меня в творениях Апатоу поражает, что они очень продуманные, в плохом смысле этого слова. Чувствуется во них какой-то нюх на тренды, моду и социальный заказ.

    • http://vkontakte.ru/seattlove_rp Кирилл Сиэтлов

      Про продуманность – вам кажется.
      Такой ощущение всегда возникает, когда недостаточно хорошее становится вдруг модным.

      • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

        Апатоу модный? Мне кажется, он скорее популярный, чем модный.

        • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

          Кто бы мог подумать, что баян трехлетней давности вызовет такую дискуссию)

  • dreamsfollower

    Отличный фильм. Смотрел 2 раза и от просмотра во второй раз получил в 2 раза больше удовольствия. Был недоволен лишь незаконченной русской озвучкой, например когда персонажи фильма выступали на стэндап сцене, то их монологи переводили не полностью, при чём останавливались на самых интересных местах. Пересмотрю обязательно в 3-й раз с русскими субтитрами.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes