Для справки

НУ ЧЁ, КОЛЯН, КАК ЛОНДОН?

Долгое время мне казалось, что UK и Лондон в частности – это счастливые угодья для стендап-комика: на каждом углу паб с дверью, которую распахнули и припёрли кирпичиком специально для тебя, микрофоны свисают с деревьев, добродушные прихожане с пинтой в руке каждый вечер только и ждут, чтобы послушать какого-нибудь остроумца.

Оказалось, всё не так. К тому моменту, когда стендап был объявлен новым рок-н-роллом и в Королевстве появилась пара десятков комиков, собирающих многотысячные залы (примерно 2010 год), комиков там было уже несколько тысяч. После того, как стало ясно, что люди готовы платить за юмор приличные деньги, комиков стало ещё больше, и срубить денег стендапом стало почти невозможно.

Так что я выбрал самый подходящий момент, чтобы положить Лондон к своим ногам.

London_01_Brentford

В Лондоне на стендап я выделил 22 дня. Думал, буду выступать, как настоящая олдскульная стендап-машина: каждый вечер раза по два – дал в одном месте минут пять и, пока ещё не высохли слёзы восторга на лицах зрителей, тут же гнать в другое место, где у зрителей лица ещё сухие. Но первые дни в Лондоне я провёл, не вылезая из фейсбука. Вокруг был стендап-ад. В городе каждый вечер проходило по десять-двадцать стендап-мероприятий. Выступить было негде.

СТЕНДАП-КАРТА ЛОНДОНА

В Лондоне есть несколько больших стендап-заведений, известных на весь мир, типа Comedy Store. Стендап или импров там каждый день, комики очень крутые, по уикендам билеты стоят 20-30 фунтов. Публика туда идёт постоянно. В Comedy Café подешевле.

London_02_Comedy-Cafe

В будущем, думаю, вы услышите имя Fredrik Andersson. Европейский Джесельник.

Есть заведения поменьше, где тоже выступают крутые ребята, но билеты стоят подешевле, публику заманивают флаерами, различными скидками (два билета по цене одного и т.п.) – типа Top Secret Comedy Club. Тут билеты стоят относительно недорого – 5-10 фунтов. Народу, как видите, много, а это среда, не самый тусовый день.

London_03_Top-Secret

В мае-июне начинаются прогоны часовых шоу комиков, которые собираются в Эдинбург. На них можно попасть бесплатно.

Чтобы составить конкуренцию гигантам, некоторые заведения приглашают крутых комиков, но не берут денег за вход – например, Angel Сomedy Club. Зарабатывают с проданного алкоголя. Клуб забит публикой: руководство тщательно отбирает комиков, даже новичков, они все круты, и всё это бесплатно. Обсуждение этого и осуждение не утихают. Вот, например, интересная подборка мнений в лондонском «Тайм-ауте».  Одна из основных претензий к таким заведениями со стороны комиков: мы приучаем публику к тому, что то, что мы делаем, ничего не стоит.

Или вот пример интересного заведения Up-The-Creek Comedy Club. Клуб не в центре, вдалеке от туристических троп, но у него уже репутация смешного заведения, и он её сохраняет. Так что ему позволительно брать 5 фунтов за вход на, по сути, опен-майк, но опен-майк с вызовом – «The Blackout». Этот жанр вечеринок называется gong show – когда агрессивный звук прерывает выступление комика, если он недостаточно смешной, и в этом есть некоторый саспенс: грянет гонг или нет, что будет на лице человека в этот момент и т.п. Страдание – важная часть комедии.

London_04_Up-The-Creek

МС выбирает трёх случайных зрителей, и каждому даёт по табличке. Они становятся жюри. После двух минут выступления звучит сигнал, и каждый зритель вправе поднять свою табличку – мол, мне не нравится, спасибо, до свидания. Когда в воздух поднимаются три таблички, звучит гонг, гаснет свет, отключается микрофон, и комик уходит со сцены – это blackout. Бывает, что два зрителя поднимают табличку, а третьему выступление нравится, он не поднимает. Тогда остальные зрители начинают на него шикать: камон, братан, давай, поднимай, ну невыносимо уже. А ему нравится. Такие ситуации создают какое-то дополнительное переживание, вовлекаешься, сочувствуешь то тем, то другим. Заведение подаёт это шоу как единственное, где audience members heckle each other.

Я пошёл туда почти сразу после приезда и сперва очень удивился, когда узнал, что лист ожидания для комиков, чтобы попасть в это шоу – четыре месяца. А потом понял, почему: благодаря атмосфере, поддержке МС шоу выходит очень крутым. Поговорил со зрителями: очень много местных, с района, и благодаря этому клубу им не нужно ездить за развлечением в центр. И это благотворная политика формирования своей публики. Сложно быть постоянным зрителем «Камеди Стора» с билетами по 25 фунтов. А за пять фунтов – пожалуйста. Студентам – бесплатно.

Ну и есть, конечно, большие и очень большие театры, в которые ходят на звёзд стендапа. Вот, например.

London_05_Leicester

Я ходил на Ричарда Херринга. Он снимал выпуск своего шоу для ютюба – «Richard Herring’s Meaning of Life». Зрителей было много, но битка и ажиотажа не чувствовалось. Может, потому что воскресенье.

London_06_Leicester

На мой вкус, подготовился он слишком беспечно. Тема, прямо скажем, не свежак: разбирал десять заповедей и т.п. Но кто я такой, чтобы судить мастера за такие вещи? Посмотреть на него всё равно приятно. Пусть даже и на картинке. Во время шоу просили не снимать.

London_07_Leicester

Самое интересное для меня – это вторая часть шоу. Он пригласил в гости настоящего учёного, у которого недавно вышла книга об эволюции. Чёрт, два месяца помнил, как его зовут, а сейчас забыл. По-моему, он даже в QI однажды был. И они обсуждали его книгу. Во-первых, он сам остроумный человек, во-вторых, Херринг задавал смешные вопросы и смешно комментировал его ответы. Это было прямо здорово и свежо. Умно, смешно, познавательно. Мне такого в жизни очень не хватает.

Не похоже, кстати, что он купается в деньгах. На это шоу он собирает деньги по подписке, ты можешь пожертвовать что-то. Или купить, например, значок с надписью «I gave a pound». Стоит он, разумеется, один фунт. Я купил два DVD, и один мне дали бесплатно.

СОБСТВЕННО, ОПЕН-МАЙКИ

И есть несколько десятков пабов, где устраивают обычные опен-майки. Рядовую публику туда заманить почти невозможно. Может, из местных кто-то зайдёт, но это случается редко. Чаще всего в зале было 10-15 комиков и человек пять зрителей – в основном, друзья артистов. Зал это обычно небольшая комната, 30-40 квадратов,  над пабом или в подвале. Стоит микрофон, стоят стулья и столы, чтобы поставить стакан. Иногда бывает свет – один-два софита.

London_08_Small-room

London_09_Small-room

Пару раз я бывал в местах, где приходилось выступать  без микрофона: размером они были чуть побольше грузового лифта.

Бывали места, где публика была освещена лучше, чем артист.

London_10_Bin

London_11_Bin

Устроители придумывают разные трюки, чтобы собрать зал. Там очень хорошо понимают, что биток даже в маленькой комнате означает успех вечеринки – то есть люди будут в хорошем расположении духа, будут пить и обогащать заведение, советовать эту вечеринку друзьям и, возможно, придут ещё. Но главное – если будет биток, то всем будет смешнее. Биток почти так же важен, как хорошо сконструированная шутка. О платном входе речь, конечно, не идёт.

London_13_raconteurs

London_12_heavenly

London_14_griffin

Самые распространённый трюк для того, чтобы собрать зал, – вечеринка из разряда «bringer». Чтобы выступить, ты должен гарантированно привести с собой одного человека в качестве зрителя, который останется до конца вечера. Для себя я этот вариант вычеркнул – друзей у меня в Лондоне не было (Эдди Иззард тогда турил по Америке). Пришёл без друга – всё, досвидос, не выступаешь.

Некоторые организаторы понимают, что стендап – занятие довольно одинокое, и сколько бы друзей  у тебя ни было, рано или поздно им надоест таскаться с тобой по вечерам и слушать одно и то же. Поэтому кто-то переходит на формат BYOB – bring your own body. То есть, например, каждый четверг в пабе N проходит опен-майк. Ты забиваешь за собой 5-минутный спот за месяц вперёд и за пару недель до приходишь на эту вечеринку как зритель. Сидишь терпеливо до конца, и организатор отмечает тебя – ок, ты заработал свои пять минут.

Есть вечеринки, на которые не надо никого приводить. То есть либо организаторы уверены в том, что в зале обязательно будут люди, либо они вообще не заботятся о зрителях. Всё зависит от харизмы организатора. Если ведущий (чаще всего он же и организатор) – харизматичный и смышлёный чувак или девица, и ему или ей удаётся создать домашнюю, уютную, располагающую атмосферу, зритель там будет: подтянутся его друзья, он очарует кого-то из посетителей паба перейти в стендапную комнату – в общем, надо вертеться. Как правило, такие МС сами по себе неплохие комики, которые в отчаянной погоне за stage time решают предоставлять это самое stage time другим, и в итоге получают свой бонус. К слову, подобное отношение там чувствуется почти везде: сделай хорошо другим, и как-то само собой тебе будет ещё круче. Не знаю, протестантизм это или рациональное христианство, но там это работает.  Подари немного стендапа своему коммьюнити, и прихожане ответят твоему пабу взаимностью.

London_15_Bin

London_16_SUC

Если же организатор это просто несобранный растяпа, который не парится даже создать встречу в фейсбуке, проверить микрофон и расставить стулья в зале – будет провал. С одного такого мероприятия я ушёл, не дождавшись начала: настолько густое уныние рассеивалось в зале уже в тот момент, когда комики только подтягивались. Понятно, что к таким организаторам и артисты тянутся соответствующие.

Но в любом случае почти везде это делается с любовью и изрядной долей самоиронии.

London_18_afisha-v-tualete

Бывали и такие вечера, которые начинались, скажем, в 19:30 или в 20:00, и, чтобы получить спот, нужно было прийти пораньше. Кто-то приходит в шесть и ждёт. В 18:05 приходит другой. Они мгновенно вычисляют друг друга, и уже образуется очередь. Прийти в 19:00 – значит, не получить ничего. К этому моменту подтягивается организатор, и всё – лайнап заполнен. В таких случаях меня всегда удивляло, как эти 12-16 человек, не сказав друг другу почти ничего, могут сорганизоваться в полном народу заведении и составить листочек со своими фамилиями без толкотни и нервов.

Иногда, бывает, что список выступающих забит, но организаторы пишут, что возможны walk-ins. То есть если ты зайдёшь с улицы, а кто-то из комиков не придёт, ты сможешь занять его место.

Есть заведения, которые берут деньги за вход со всех – независимо от того, выступаешь ты или нет. То есть фактически ты покупаешь своё сценическое время за деньги. Эта практика считается порочной, почти всё её осуждают, но тем не менее это не прекращается.

Чёткого рецепта, почему в один зал в понедельник набивается толпа (25 человек на опен-майке – это уже толпа), а в другом никого нет даже в четверг, я не вывел. Мы там ходили с моим товарищем, арт-директором одного московского клуба. Часто наблюдали такую картину. Три совершенно одинаковых паба стоят вплотную друг к другу. У первого – толпа, у второго пусто, у третьего – снова толпа. Почему – так и не поняли.

В итоге мне удалось запланировать 11 выступлений и выступить 9 раз (два раза сорвались). Пару раз приходил наудачу как walk-in, но безуспешно. Последние четыре дня, которые я выделил на стендап, я выступал каждый день. То есть, если бы я занялся организацией своих выступлений хотя бы за месяц вперёд, то мог бы выступать так же часто с самого начала. Так что если поедете, учитесь на моих ошибках.

Информация обо всех этих вечеринках есть в фейсбуке. Поэтому если ты воротишь нос от соцсетей, считай, стендап для тебя закрыт. На каждую группу подписаны одни и те же люди. Если вдруг в группе появляется пост: «Чуваки, сегодня вечером у нас слетел один стендапер, есть свободный спот на 5 минут», – он живёт максимум полчаса.

Есть в фейсбуке специальная карта, на которой отмечены все опен-майки Королевства. Некоторые уже неактуальны, но всё равно она даёт представление о плотности мероприятий в разных городах.

Ещё до поездки туда я спросил Рори О’Хэнлона, как он проводит день. Он сказал, что обычно недолго что-то пишет, а остальное время сидит в фейсбуке и пытается вырубить, где выступить. Я ещё удивился и подумал, что он просто жуткий прокрастинатор. Оказалось, нет. Действительно, чтобы намутить себе stage time, нужно обновлять ленту каждые несколько минут. Или нужно планировать далеко вперёд: например, в марте забивать себе дни в мае-июне. Я выкладывал в контакте список выступающих на довольно популярном опен-майке «Comedy Virgins»: в марте весь апрель был уже заполнен – а это более ста разных человек.

NEW KID FROM THE EASTERN BLOCK

Первое выступление я себе вырвал именно так. Подписался на все группы опен-майков и давил кнопку «обновить». Вдруг появляется пост: есть место на вечеринке «We Are Funny Quickies». Я даже разбираться не стал, что это такое – написал автору, и он мне тут же подтвердил спот.

Это одна из вечеринок группировки «We Are Funny Project». У них есть и другие мероприятия. Это – особенное. Выступают человек 14. Каждому даётся две минуты (со временем там очень строго). Потом антракт: все выходят на улицу подышать-покурить, долить пива и т.п. МС решает, кто был смешнее в эти две минуты, и во втором отделении шесть лучших получают по 6 минут времени. То есть в итоге есть шанс сорвать джек-пот: восемь минут – это немало в Лондоне.

Две минуты у меня точно было. Я их придумал давно, вызубрил идеально, отточил, отредактировал – в общем, было не стыдно. Про то, чтобы выиграть ещё шесть минут, я даже не думал, это казалось слишком круто для начала.

London_19_dirty-dicks

Заведение называлось Dirty Dick’s. Дивный древний паб. В подвале была небольшая комнатка с барной стойкой. Выходили люди разной степени крутости и серости. Вышел я и рванул. Честно, было очень смешно. Я сам не ожидал. В антракте подходили ребята, хвалили, знакомились. Подошёл даже хедлайнер. (Иногда в финале опен-майка выступает уже крепкий профессиональный комик, который стендапом зарабатывает. Это позволяет заманить публику на полузнаменитость, а ему – проверить материал). Последние несколько месяцев он разогревал в туре Рассела Кейна. Похвалил, сказал, что организует стендап-вечеринки в графстве Эссекс и даже предложил выступить за деньги (!) через месяц в Базилдоне. Я, конечно, обрадовался (это же родина «Депеш Мод»! целых фунтов 20 гонорара!), поблагодарил, но хладнокровно посоветовал ему дождаться моего второго выхода. И не прогадал. Это был crash and burn. Все мои идеи и эскизы шуток ушли в молоко. Я пыхтел, подыскивал слова, выкручивался и иногда весьма результативно в плане смеха, но создавалась ощущение, что я сознательно заготовил какой-то шлак, а первые две минуты крепких шуток – причуда судьбы.

У меня было несколько заходов на тему России и Украины, и ничто не сработало. Я спросил, знают ли они вообще, что там происходит, и человек из зала мне крикнул: «Yeah! But we don’t care!»

Хедлайнер ко мне больше не подходил (сам он выступил так себе). Но после этого я даже заготовки шуток репетировал тщательно, чтобы речь лилась легко, и я не перебирал на ходу в голове весь словарь, чтобы выразиться покороче.

Вот она, моя первая лондонская публика. Почти сплошь стендап-комики.

London_20_dirty-dicks_audience

Ну и дальше понеслось. Утром я просматривал видео вчерашнего выступления, редактировал шутки, писал что-то новое или переводил что-то из русскоязычного материала. Потом ехал посмотреть какой-то район Лондона и на ходу бормотал свой материал, выучивал новое. Постепенно я выявил несколько крепких болтов. Я оставлял их в начале и в конце, а середине старался каждый раз попробовать хотя бы одну новую шутку. Иногда работало – иногда нет.

В пятницу-воскресенье ходил на платный стендап в большие заведения.

London_21_comedy-store

Новичку получить место в лайнапе уикенда почти невозможно. Один мой знакомый посоветовал написать организатору пятничных вечеринок в  довольно отдалённом от центра районе – Брентфорде. Я наудачу написал, и он ответил ок. Это было одно из самых приятных выступлений. Район этот тихий, пустынный, недорогой. Особого движения по вечерам там нет, да и двигаться особо некому. Первую пятницу каждого месяца этот мужик (ему около 50-ти) собирает туда комиков шесть-семь, которых он знает, и они часа полтора развлекают местных жителей. Вот так выглядит местечко.

London_22_griffin

На первом этаже основной паб, наверху комнатка поменьше.

London_23_griffin-up

Средний возраст публики на таких концертах – за 50. Милейшие прихожане. Делать в их районе особо нечего, и этого вечера они ждут. Скоро их примут в пенсионеры, но они жгли ещё под «Секс Пистолз», и пороху у них хватает. Так что энергетика там ломовая.

London_24_griffin-audience

Это мой любимый комик того вечера – представитель character comedy. Он переодевается в военную форму и изображает африканского диктатора. Это позволяет ему говорить чудовищные неполиткорректные, сексистские шутки. Очень смешно.

London_25_griffin-general

Кстати, почти на каждой вечеринке был хотя бы один подобный персонаж. То есть поджанр этот в живом стендапе существует уверенно, просто до нас это не доходит: видимо, подобных комиков телевизор и DVD-дистрибьюторы не сильно жалуют. Хотя в «Alternative Comedy Experience», если помните, Бриджит Кристи, жена Стюарта Ли, выступала в костюме муравья.

ОБЩЕНИЕ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Принимали меня хорошо. Когда в зале был биток, была хорошая атмосфера, и я чётко конструировал шутки, смех был. Если у меня в посыле была какая-то невнятность или неточность, если в целом был тухляк, то, конечно, выходило довольно уныло. Но тотальный тухляк встретился мне всего один раз, в остальном я всегда оставался доволен (да, у меня невысокие ожидания от жизни).

После каждого выступления мне удавалось с кем-то познакомиться, потусоваться, поговорить. Я всегда снимал на видео и тем, кто мне нравился, предлагал потом прислать запись. Так со многими и подружился. Возраст – от 20 до 50. Удивительное равенство старших и младших. Человеку с сединами там и в голову не приходит наконец заняться серьёзным делом и готовиться к могиле – нет, пишет шутки, ходит на опен-майки. Все запросто общаются друг с другом, никто не меряется статусом, все дружбаны и коллеги. Помимо стендапа все делают что-то ещё, чем, собственно, и зарабатывают, и очень редко это артистическая работа. Откровенные планы завоевать стендап-олимп я обнаружил всего у нескольких человек. Остальные делают это, в основном, для фана, чтобы насытить жизнь опытом и впечатлениями. Там в культуре есть важное действие, которое называется словом socialize – ты просто идёшь куда-то, встречаешь новых людей, общаешься и наполняешь свою жизнь коммуникацией и связями. Стендап для этого вполне подходит.

Это общение мне сильно помогло в плане понимания культурных контекстов. Я спрашивал, ясна для них такая-то аллюзия, правильно ли я подобрал такое-то слово, помнят ли они, например, что такое гинея. У меня-то после Конан-Дойля с детства в голове одни шиллинги и гинеи, и я думал, что у всех то же самое. Оказалось, нет. Попробовал пару раз поговорить о расизме (с той позиции, что мы-то, русские, не до конца понимаем, что это такое) – каждый раз чувствовал, что возникает неприятное напряжение. Понял, что надо ещё пожить в этой среде, чтобы впитать какие-то нормы и на ощущениях врубиться, что и как приемлемо говорить, а что нет.

Вы, может, видели моё видео из Дублина.

Это то, что я отобрал после этих нескольких недель в Лондоне. Шутки, связанные с гей-пропагандой, и история про Амстердам уже были в моих шоу в России, но перевести это было мало, многие понятные нам вещи в новой культуре не работали. Например, в истории про Амстердам были ещё шутки, связанные с жвачкой «Love is…», которую мы знаем с детства. В Лондоне никто про такую штуку не знал. Но зато именно там появились шутки про «Sesame Street» и threesome – на русском языке они бы, пожалуй, мне и в голову не пришли.

Симпатичные визитки у ребят. Я сохранил несколько. Почти у всех на карточке фотография с лёгким флёром идиотизма.

London_17_visitki

Персонажи порой встречаются удивительные. Был мужик, который дал себе зарок выступить в течение года 365 раз. Я его увидел, кажется, на 18-ом. Выглядел он, как сисадмин, который в 40 лет вдруг решил начать ЖИТЬ. Он пошёл первым в тот вечер, когда в зал не успели принести микрофон, и поэтому ведущая предложила говорить в ножку от стула: мы же привыкли держать что-то в руке во время выступления, к тому же мы все юмористы, да ведь? Собственно, он был единственный, кто принял этот вызов: остальные после него поняли, что так лучше не делать. Не помню, было ли что-то  смешное в его выступлении. Я смотрел на него, как на полубога. Он был отчаянно шепеляв.

Видел я вот такую лысую старушку. Как видите, к делу она подошла основательно: поставила камеру и своё выступление записала. Я не понял ни одной шутки: отчасти из-за её говора, отчасти из-за того, что прокручивал в голове свой материал.

London_oldlady

Над ней почти не смеялись (хотя в тот вечер вообще мало смеялись – как-то всё неудачно у всех шло). Когда я её сфотографировал, мне в затылок ударила картонка, которую ставят под стакан с пивом. Я обернулся. Её швырнул один из комиков. Он сделал большие глаза и всем лицом показал, что не нужно снимать, потому что нехорошо смеяться над такими людьми. Хотел бы я в её возрасте оставаться “такими людьми”.

Встретил режиссёра и сценариста, который представил сценарий своего сериала на BBC, там всем всё понравилось, но они сказали, что не уверены, будут ли смеяться зрители. Тогда он решил вставить смешные реплики своих персонажей в стендап и записывать реакцию людей. Выглядело это довольно странно. Он как будто говорил от своего имени, а потом вдруг надевал личину какого-то героя, и от его имени произносил шутки. Смеялись мало. Надеюсь, он придумал что-то ещё.

Пришёл на один опен-майк, и среди посетителей паба тут же выделил парня, который единственный сидел спиной к столу, ничего не пил и разглядывал людей. Я понял, что это комик, мы познакомились и подружились. Его зовут Виктор, он из Румынии. Учится в киношколе и работает баристой. По-английски он говорит хорошо, но однажды я ему предложил поступить, как герои из “Пса-призрака”: мы будем говорить каждый на своём языке и поддерживать совершенно вменяемый диалог. О, это был любопытный вечерок в Кэмдене. Если ты честно настроен понять другого человека и слегка чеканэ, то никогда не будешь одинок.

Почти все каждый вечер пьют пиво. Я к этому моменту не пил уже четыре года, из алкогольного дискурса вышел, и такая среда была для меня немного диковатой. Однако агрессией, а тем более мордобоем при мне это никогда не заканчивалось. Не знаю, может, как при красивых женщинах как-то стесняешься материться, так и при веганах люди стараются не гандошить друг друга насмерть. Только веганов.

Много думал о том, как теперь жить дальше. Вот, исполнилась моя мечта, я выступаю в Лондоне, но что дальше? Имеет ли смысл продолжать что-то делать в Лондоне? Если да, то как зарабатывать деньги? (Лондон – самый дорогой из всех городов, где я бывал.) Если нет, то какие цели себе ставить в России? В России любые небеса штурмуются и одолеваются легко,  но нужны ли мне эти небеса? Всё то же самое можно делать тут, просто с большим удовольствием. Правда, виза истечёт через полгода… И кому я тут нужен? Очевидно, чуда не случилось и не случится. Я в России-то работал много и много писал, много двигался, а попал сюда и понял, что теперь надо писать, работать и двигаться ещё больше.

И однажды в такой момент я увидел нечто совершенно мистическое. Я сидел в парке на скамейке, а через лужайку от меня по дорожке ШЁЛ Я!

London_26_fromthefuture

Те же красные штаны, куртка похожая, походка, причёска. Объяснение у меня только одно. Спустя несколько лет я найду эти красные штаны и отправлюсь в прошлое, в этот день и в этот парк, чтобы пройти по дорожке и поддержать самого себя. Мол, можно и тут жить, можно. Ну и намекнуть на то, что не сдохну от веганства. Видно же, что веган идёт, да?

В ОСТАЛЬНОЙ ЧАСТИ АНГЛИИ

Такая изнурительная конкуренция существует только в Лондоне. В остальных городах Королевства и в Ирландии всё попроще. Обычно не нужно забивать место за месяц вперёд, и даже на опен-майке тебе дают 10 минут. Есть, конечно, исключения типа клуба The Stand в Эдинбурге (да-да, я там выступал). Они составляют лайнап за полтора года вперёд. Речь идёт, правда, об уже заявивших о себе комиках, про опен-майки там не знаю.

Я ещё в Москве написал организатору одного опен-майка в Бирмингеме (город-миллионник, примерно полтора часа от Лондона на поезде). Если брать билет за месяц-полтора вперёд, можно уложиться в 6-7 фунтов. Можно было поехать обратно в ночь, но хостел там стоил дёшево, и я решил остаться на ночь. Город мне понравился. Есть там, например, дивный музей перьевых ручек для задротов, которые по-прежнему пишут рукой (то есть для меня).

Опен-майк проходил далеко на отшибе. Напротив входа в клуб было что-то типа станции Салтыковка.

London_27_birmingham

В соседнем зале проходил опен-майк рок-молодёжи, которая одевается в чёрное и носит шапки в помещении.

London_28_birmingham

Меня поставили первым, и мне повезло. Некоторые выступали на фоне песен группы Green Day. Но это было не очень громко, и никто особо не парился. Жалко, не сфотографировал – все стены были увешаны афишами кавер-групп, у которых в названии был небольшой твист: Mentallica, Joy Diversion, Darren Bowie, Plasebo, всё в таком духе.

На стендапе было здорово. Человек 10 комиков, человек 20 зрителей. В небольшой комнате это много. Была пара абсолютных новичков – их слушали все 10 минут. Более опытные перегибали аж до 12-ти – их не прерывали, как сделали бы в Лондоне. Зал вот такой – только перед началом мы с организатором расставили столы и стулья по-театральному.

London_29_birmingham

Утром поплыл на экскурсию по местным каналам. Очень советую. Вот эти дерзкие граффитчики пытались отжать у меня телефон. Разумеется, получилось.

London_30_utki

НОЛЕДЖ ИЗ Э ПОВЕР

Комики понимают, что за своё место у микрофона надо бороться. Существуют форумы и сервисы, где появляются объявления о доступных спотах.

Вот, например, West Midlands Comedy Forum. Почему-то из России он не открывается, поэтому надо пользоваться анонимайзером. Это форум, который собирает информацию о доступных концертах. Каждый день появляются посты: такой-то город, нужно столько-то минут, уровень такой-то, гонорар такой-то, желательно наличие автомобиля и готовность подвезти других комиков.

Под уровнем понимают количество выступлений. Несколько раз видел объявления: требуются комики на вечер стендапа, уровень – более 150 выступлений, приложите небольшое видео. Требований прислать текст на проверку или редактуру нигде не встречал. Думаю, такое только у нас и в Северной Корее.

Вопрос логистики – критичный для комика в стране с развитой сетью камеди-клубов. Ты понимаешь, что, выступая только в своём городе, не заработаешь. Поэтому надо ездить. На поездах – дорого и неудобно, ты зависишь от расписания. Нужно покупать машину любой степени разбитости и при необходимости не отказывать коллегам в том, чтобы подхватить их. Тем, кто это делает, все благодарны, и считается хорошим тоном заплатить за бензин, если тебя подвезли.

Для комиков, которые уже что-то из себя представляют, гонорары варьируются. Судя по тем объявлениям, что я видел, – от 25 до 300 фунтов.  Ближе к 25-ти – это, пожалуй, мой уровень. Ближе к 300 – это более-менее известный хедлайнер, который в конце даёт, скажем, 20-30 разрывных минут. Не нужно думать, что 300 фунтов за 20 минут на сцене это много. Этого хватает на жизнь, если у тебя такое хотя бы несколько раз в неделю. И чтобы создать 30 разрывных минут, за которые тебя будут любить публика и промоутеры, нужно потратить несколько лет.

Есть полезный ресурс OpenComedy – хаб для комиков и промоутеров. Можно найти по карте возможность выступить, по ключевым словам (типа surreal, improvisation) можно найти профайл комика, которого ты хочешь заполучить себе на вечеринку. Если подписаться, тебе приходят письма: там-то есть open spot – можно кликнуть и вписаться. То есть индустрия там набрала уже такие обороты, что позволяет технологизировать и упростить некоторые процессы.

Может, у меня глаз так настроен, но мне казалось, что в городе живут только артисты, банкиры и туристы. Артистов больше. Например, еду в метро. Заходят два музыканта, ставят инструменты на пол, что-то обсуждают. На следующей станции заходят два чувака, у них плечевой риг для камеры, они его ставят на пол, что-то обсуждают. Напротив – я, сценарист и стендап-комик. И вот пожалуйста, в одном вагоне – все ингредиенты фильма.

London_30_vagon

Ещё там по улицам летала рыба с огромным фотографическим глазом и делала нас немного счастливыми.

London_31_fish-eye

ПАМЯТКА СТЕНДАП-КОМИКУ

Если соберётесь в Лондон, то вот группы в Фейсбуке, на которые стоит подписаться в первую очередь. В контакте их нет.

https://www.facebook.com/groups/wearefunnyproject/

https://www.facebook.com/pages/Party-Piece/190894877624438

https://www.facebook.com/jesterjesters

https://www.facebook.com/groups/123466400999807/

https://www.facebook.com/groups/322466920105/

https://www.facebook.com/groups/431333123677172/

Это то, что было актуально на апрель 2014 года. Как сейчас – не знаю.

В любом случае шутки там на каждом углу.

London_32_shutki

 

  • Иван

    А когда следующий патриотический сценарий для рашкоскота? Про футболистов, например?

    • http://denischuzhoy.ru/ Денис Чужой

      «Грубо, зайчик, грубо»(с)

      • Дмитрий

        Колю можно понять, он ехал туда, не зная, над чем там смеются. У комиков есть такой приём, если трудная публика и не знаешь какую тему подобрать – шути про предыдущего выступающего. А Коля для “вклинивания” в их культуру начал шутить о стране, в которой выступал последний раз.

  • Билл Хикс

    надень его ботинки и пройдись, Иван…

  • CarrotBrocante

    “Для себя я этот вариант вычеркнул – друзей у меня в Лондоне не было
    (Эдди Иззард тогда турил по Америке). Пришёл без друга – всё, досвидос,
    не выступаешь.”
    Коля, а как же Couchsurfing? Надо было туда черкнуть, попросить кого-то присоединиться к тебе.

    Формат с обсуждением книги ученого – интересно!! Это что-то типа телевизионного формата, где комики приглашают гостей (как Эллен например)

    “сделай хорошо другим, и как-то само собой тебе будет ещё круче”
    Это однозначно всегда и везде работает :)

  • Соболев Илья

    Колян молодец! И ты даже не представляешь какой белой завистью я извелся читая все что ты написал! Респект!

  • Гость

    Очень круто, вы молодец!

  • http://noseofdancingeanote.tumblr.com/ Кирилл Сиэтлов

    В Москве и на всей русскоязычной территории есть прекрасные открытые микрофоны, их много, они разные, с разной публикой и историей. У нас есть достаточно людей, которые ходят на каждый микрофон, обрабатывают материал, несут его потом на телеканалы или показывают людям за деньги – и строят так карьеру. Еще больше людей, которые ходят на открытые микрофоны и другие стэндапы, чтобы социализироваться: провести время и завести знакомства.

    Остаётся только удивляться, как Коля не заметил эту русскую стэндап-жизнь.
    Но зато приехал в Англию, и всё тоже самое вызвало у него такое восхищение.

    Это как если бы ваш сосед с лестничной клетки поехал в Австралию и написал оттуда восторженный пост, что мол есть такая штука у австралийцев – “колбаса” называется. И вот они австралийцы такие молодцы – мясо в фарш перемалывают, а потом колбасу делают. А вы бы сидели и думали, как он, взрослый человек, за 30 лет жизни в России – нашу колбасу умудрился не заметить.

    • http://noseofdancingeanote.tumblr.com/ Кирилл Сиэтлов

      Причин в целом может быть две:
      либо человек не разбирается в колбасе,
      либо человек слепой.

      • Николай Куликов

        Я не понимаю твою претензию. Текст выше как бы говорит: любезный читатель, если вдруг захочешь выступить со стендапом на опен-майке в Лондоне, вот тебе карта – сюда ходи, сюда не ходи, будь готов вот к этому, всё устроено примерно вот так. На русском языке такого ещё не было. Вдруг пригодится.

        А любезный читатель отвечает: А ЧТО, НАШЕЙ КОЛБАСЫ ТЕБЕ УЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ?! ТЁПЛОЙ, ЛАМПОВОЙ, С ТРАДИЦИЯМИ, С РАССКАЗОМ-ПОКАЗОМ! А?! СЛЕПЕЦ!

        Спасибо, я уже поел.

  • Оля

    очень все здорово !

Работает на WordPress. Тема Woo Themes