Начинающие стендап-комики упускают, что помимо их, громогласно звучащей во всех динамиках, личности, в зале есть еще несколько десятков человек. И эти люди ждут.
Всё, ради чего ты сейчас на сцене — это не ты и не твои подростковые творческие поиски. Это про публику, про их удовольствие, про их эмоции и смех. Только через их положительную реакцию станет хорошо и тебе.
Если ты выступаешь c 10-минутной программой перед 50 зрителями, исключительно ради себя, ты получаешь 10 полезных минут творческого поиска и ВОСЕМЬ ЧАСОВ потерянного времени зрителей. За это время человек может посмотреть шесть спешалов западных грандов стендап-комедии. Вот сколько смеха ты отобрал у бедных зрителей, если тебе на них наплевать. Творческие поиски необходимо сочетать с бесконечным желанием радовать зрителя.
Есть эдакий синдром Дага Стэнхоупа, навеянный популярной у нас западной комедией: «зритель — твой враг, если он не смеётся — это проблема зала, а не тебя».
Нет. Зритель — твой друг, и он составляет с тобой единое целое настоящего живого стендап-выступления.
Ты — вожак племени, ведущий группу потерявшихся соплеменников через смех и эмоции к катарсису. Да, твоя роль ключевая, но без них ты никто, как полководец без полка. Гениальный комик без своего зрителя — просто псих-одиночка, вещающий что-то пустоте.
Зрителя нужно любить и делать всё, чтобы он ушел довольный и под впечатлением. Комик — артист, он рисует свои картины словом и эмоциями. Нужно постараться сделать так, чтобы твои картины были понятны не только тебе.
К сожалению, открытый микрофон, который я в своё время посещал, страдал витающим вокруг эгоцентризмом. Никто из комиков не хочет намеренно закрываться от публики, но многие публику боялись и не принимали. Зритель страдал от того, что чувствовал себя в какой-то закрытой секте, а не на шоу, целью которого является его удовольствие. Как следствие, он не шел на контакт и даже очень хорошие шутки не могли получить свою долю смеха из-за банального недоверия и неловкости. А ведь для обоюдного получения удовольствия нужно всего ничего — действовать сообща.
Поведение западных грандов, выступающих в огромных залах — это совсем не то, на что надо ориентироваться в первую очередь, будучи начинающим комиком. Гораздо интересней взглянуть на уютные выступления в рамках Fringe или живые выступления в нью-йоркских камеди-клабах.
Итого, когда ты идешь на открытый микрофон, твоя главная цель должна быть не «проверить материал», а порадовать зрителя. «Проверить материал» — эгоистичная цель, которая заставляет страдать людей, не готовых воспринимать 15 минут сырого потока мыслей из твоей головы. «Порадовать зрителя» дает тебе совсем другой уровень ответственности за свой материал и выступление. Ты подготовишься, дожаришь шутки, заучишь их (чтобы без неловких пауз на просмотр содержимого своего сотового телефона или смятой бумажки) и выйдешь открытый к этим людям, которым для смеха не хватает немного комфорта и доверия.