Для справки

Перевод первого сезона Whose Line is it Anyway

Импровизация – это создания произведения в момент его исполнения.

Whose Line is  it Anyway? [Так, чья же сейчас реплика?] – шоу импровизации. Участники разыгрывают сцены или выполняют задание без сценария и подготовки, основываясь на предложениях, который дает зал или ведущий.

Так, с чего же всё началось?

Впервые программа WLIIA? вышла в 1988 году на радио BBC 4, и поначалу в ней участвовали не профессиональные импровизаторы, а просто смешные и талантливые комики, такие как Стивен Фрай, Хью Лори, Ленни Хенри (83 место в списке Топ 100) и другие. Пока руководство телеканала ВВС сомневалось делать или не делать телеверсию, телекомпания Channel 4 выкупила права на программу… и не прогадала. WLIIA? стал настоящим хитом. Программу показывали в эфире десять лет (136 эпизодов). Со второго сезона в программе стали принимать участие профессиональные импровизаторы с американского континента. Также гостями передачи были стендап-комики, например Эдди Иззард.

С 1998 года WLIIA? стали снимать в США. Ведущим американской версии стал теперь бывший стендап комик Дрю Керри (84 место). Так как в британской версии большинство комиков были из США, новый  состав не претерпел больших изменений. Шоу длилось 7 лет и было снято 220 эпизодов. Постоянными участниками передачи стали Вейн Брейди, Колин Макори и Раян Стайлс. Четвертый участник всегда менялся, обычно это был импровизатор. Наравне с импровизаторами участвовали такие комики как Робин Уильямс, Вупи Голдберг, Кети Грифин, Стивен Колбер. Стоит пояснить, что этих людей приглашали не только потому, что они «супер-классные», а потому что они ранее занимались импровизацией. Так же среди гостей были и не-импровизаторы, но в играх им отводилось незначительная роль.

Так, в чём же суть?

В основу передачу входят так называемая импровизация короткой формы (short-form improvisation). Ведущий представляет игроков и говорит «Очки здесь не главное». Ведущий представляет игру и спрашивает предложение у зала или сам даёт указание. После каждой игры ведущий награждает кого-то из участников очками. Всё это делается в шутливой форме. Что мне нравится в этой передаче – всё делается очень четко и бодро. Если вы хотите подробнее почитать про основные принципы импровизации и игры, советую этот пост Николая Куликова.

Для меня это образец комедии в чистом виде, где есть только неожиданные конфликты и столкновения разнородных персонажей, четкий и частый ритм и страсть артистов, стремление устроить шоу из ничего, из воздуха. Никакого умствования, никаких глупостей типа «рискованный юмор», «шутки на грани» или «у нас нет запретных тем», никакой правдолюбивой сатиры – только шоу.

Так, что же было потом?

Затем было шоу Drew Carey’s Green Screen Show. В ней игроки импровизировали на фоне зеленого экрана, а на пост-продакшене к играм добавлялась анимация, музыка и звуковые эффекты. То есть если действие происходило на Диком западе, то игрокам дорисовывалась ковбойская шляпа, а фоном шла музыка из вестернов.
В 2011 году вышло шоу Drew Carey’s Improv-A-Ganza. Это расслабленная версия WLIIA?. За передачу разыгрывались четыре игры по пять минут. Ребята выступали в концертном зале отеля-казино. Это позволило показать игры, в которые не подходили по формату для предыдущих программ.

Ни бе, ни ме… Хило!

В начале 2011 года на Первом канале вышла русская версия WLIIA?, шоу Ни бе ни ме нехило. Ведущим был Александр Цекало, а участниками программы – “Квартет И”. Как оказалось, “Квартет И” занимается «импровизацией» с 1998 года. Но судя по программе, артисты не знаю основных законов импровизаций. Они шутят не к месту и нарушают правила игры.

Некоторые игры в российской версии претерпели изменения. В игре «Шляпы» вместо шуток нужно было импровизировать диалоги. Стоит отметить крайне странную игру «Гимн» (в зарубежной версии такой игры не было и не могло быть). Ведущий говорит: «Исполните Гимн про такую-то профессию на такую-то мелодию». И что делают артисты? Хором поют гимн на заданною тему. Но перед этим садятся и придумывают его! Вот такая, мать вашу, импровизация.

Так, что же нас ожидает?

Сейчас в России насчитывается не более пяти импров-трупп. Это мало. Станет ли импров таким же массовым как КВН или Comedy Club? Возможно, но не скоро. Передача «Ни бе ни ме нехило» могла популяризировать, но этого не случилось, так как у нас нет – пока нет – профессиональных импровизаторов (или я о них не знаю). Но есть люди, которые хотят ими стать.

Будет ли востребован импров? Безусловно. Если вы хотите заниматься импровом, нет ничего проще: найдите единомышленников, собирайтесь два-три раза в неделю и играйте, играйте, играйте. Я бы порекомендовал посмотреть Whose Line is it Anyway? и Improv-a-ganza.  Играйте игры оттуда.

Ознакомиться с правилами импрова можно здесь, посмотрите также глоссарий импровизации. Часть материалов переведена в этой группе ВКонтакте. А посмотреть целый сезон Whose Line is it Anyway? с русскими субтитрами можно на ЮТубе:

,

  • Dasha

    это очень здорово,спасибо! открыла для себя это шоу примерно год назад и пересмотрела все,что есть на YouTube. английская и американская версия отличаются и у каждой свои плюсы, хотя ничего смешнее эпизода с Робином Уильямсом в америк.версии я не видела

  • Александр

    Огромное спасибо! Не планируется ли релиз шоу на rutracker?

  • http://twitter.com/GorgeousPsyduck Dookie

    С переводом песен все-таки перемудрили.
    Но в целом прекрасное шоу, спасибо за перевод!

  • Skelos

    Посмотрел только первый эпизод, на чистую импровизацию не очень похоже, конечно я допускаю что в нескольких конкурсах возможно она и была, но большая часть это заготовки, видно же.

    • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

      Самое удивительное в том, что это все-таки импровизация, это же главная фишка шоу. Если бы это было заготовками, это было бы всего лишь умеренно забавное шоу. Но эти ребята – очень прокачанные, от этого и кайф.

      • Skelos

        Да ладно, не верится что-то, забавность шоу зависит в большей части от сценаристов, а потом уже от способности приглашенных актеров сыграть достоверно. Я не вижу в этом ничего плохого, шоу дейстивтельно смешное.

        • Левон Сугян

          Skelos, Чарльз Чаплин, например, импровизировал практически во всех своих фильмах, репетируя только начальные сцены.

          • Skelos

            И к чему это было сказано? Я в двух мелких коментария где-то упомянул что во всем мире не существует импровизации?

  • Левон Сугян

    Я лишь хотел привести пример масштабной импровизации, вот и все.

    • Skelos

      Конечно все так и было, но как ни жаль, было давно. Сейчас все делается по сценариям и от этого не убежиш, начиная с интернет проектов, вроде RWJ и подобных, и заканчивая унылыми ТВ шоу(особенно ужасны в русском ТВ, которое как по мне, крайне не смотрибельно).

      • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

        На западе сейчас масса прекрасных импровизационых шоу. C русскими субтитрами есть интеллектуально-импровизационное шоу Quite Interesting, музыкально-импровизационное Nevermind the Buzzcock, дискуссионно-импровизационное Argumental. Там не совсем тот жанр, что в WLIAA – не собственно комедийная импровизация, но ведь импровизация, и смешная.

        • Skelos

          Эмм, вы их сами смотрели? Я смотрю Quite Interesting и Nevermind the Buzzcock( слабость у меня к Британскому ТВ). Извините, но где там импровизация? Просто остроумные ответы и шутки в тему, целые номера там никто не делает. Но и сценария там тоже хватает уж повертье, В QI когда Джимии Карр был, магнитиками выложил свою шутку про кота которая была в паре его концертов, чертовски нереальное совпадение что все буквы на доске попались ему как раз, чтобы составить его шутку. В Nevermind the Buzzcock тоже проглядывает сценарий кое где, особенно от ведущего, когда криво монтируют. Конечно там большая часть по ходу делается, чего стоит великолепный абсурдный юмор Ноэля Филдинга. Видимо мы с вами не сходимся на том, что является импровизацией.

  • http://vkontakte.ru/id3755831 Виталий Савенков

    По-моему 100%-ной импровизацией можно назвать только приступ эпилепсии. Все ведь лежит на поверхности: речь идет о телевидении, где по умолчанию не обойтись без сценариев. Кто-то правда заучивает сценарий наизусть, как стих, а кому-то и позволительна разной степени отсебятинка, которая избежит “ножниц” монтажера.

    • Skelos

      Я в принципе что-то подобное и имел ввиду, спасибо.

      • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

        Ну, согласен насчет телевизионных передач. Да и правила игры – это в какой-то степени сценарий.

        Но в целом я не согласен с тем, что во WLIIA “большая часть – заготовки”, как вы вначале сказали. Какая-то – может быть, но не большая.

        • Skelos

          Хорошо, может и не заготовки, но тогда монтажер просто виртуоз, так аккуратно вырезал абсолютно все заминки и непонимание между партнерами, которые априори появляются если импровизируют два человека(не говоря уже о троих). Эсли конечно они хорошо не разыграли заранее отрепетированную сценку, что более вероятно.

          • Skelos

            Прямого упоминания сценариев в интервью найти не удалось, но для этого есть всякие NDA, так что не факт конечно что его и не было. Зато вот цитата насчет монтажа: “The secret is in the editing. Some of the games would go well, some not so well; that’s the nature of improv. (And actually, if something went really badly, they would keep it, because that can be funny too!) And although we were good, the editing made us look more brilliant than we actually are.” Вот и секрет, да там неплохие комики, но не настолько как вы сказали “очень прокачанные”, магия кино, кто бы сомневался.

          • http://standup-sreda.ru Артем Иволгин

            ОК, магия отчасти развенчана, признаю. Есть правила игр, есть монтаж. Это важно, спору нет. Но есть ли заранее написанные сценки? Мне кажется, что нет – это противоречило бы профессиональной этике и элементарной честности.

            Все равно меня поражает мастерство и слаженная работа крутых импровизаторов. Вас не поражает? Замечу, что мы далеко ушли от “большая часть – заготовки” и “забавность шоу зависит в большей части от сценаристов”.

Работает на WordPress. Тема Woo Themes