Для справки

Сценические приемы в стендапе

Создатели интернет-шоу о стендапе «У микрофона», студия Brain ANT, специально для тех, кому удобнее читать, чем смотреть, любезно поделились текстовой версией одного из эпизодов, посвященному многообразию сценических приемов в стендапе. Внутри видео и текст.

В первой серии мы бегло прошлись по истории возникновения и становления стендапа в Британии и США, вспомнив пару значимых имен и вскользь затронув тему сценических приемов стендап-комиков. В этом выпуске мы продолжим знакомить вас с особенностями комедийных жанров в формате живого выступления, уделив особое внимание работе с аудиторией. Ведь именно зритель является ключевой фигурой в стендапе, являясь одновременно и источником, и адресатом вдохновенных шуток.

Ну что, давайте попробуем во всем разобраться. В огромном множестве комедийных персонажей, так или иначе связанных со стендапом, не так легко найти что-то общее. Комики словно губки впитывали в себя реалии окружающей их действительности, жанр обрастал новыми сценическими приемами и методами, а в процессе смелых экспериментов со стилем рождались совершенно новые форматы выступления.

И все же можно выделить пару особенностей, присущих большинству исполнителей. Среди них — мода на яркие сценические образы и костюмы, являющаяся прямым наследием клоунского прошлого. При чем каждому комику свойственно выбирать неповторимый, броский стиль, который легко запоминается зрителю — незабываемый красный костюм Ричарда Прайора и яркие блестящие наряды Эдди Мэрфи и Эдди Иззарда заслуженно считаются их визитными карточками.

Другим отголоском времен мюзик-холлов является нередкое использование музыкальны номеров в выступлениях, популярное в стендап-среде во все времена. Комедийные пародии под разудалую игру на банджо, гитаре, и даже целые оркестры на разогреве, — вот наиболее популярные приемы в арсенале многих звезд стендапа.

Наконец, сама специфика проведения концерта, непосредственная близость публики и андеграундная атмосфера сформировала особый спрос на преобладание черного и «голубого» <black comedy / blue comedy> юмора в материалах большинства популярных исполнителей. В прокуренных подвалах обветшалых баров стильные ребята с хорошо подвешенным языком не стеснялись говорить на тему расизма и гомофобии, секса и наркотиков, щедро сдабривая выступления словечками типа «нигер» и «motherfucker». Возможно, подобная свобода и привела к незамедлительному росту популярности стендап представлений — запретный плод всегда слаще и послушать колкие, а зачастую и просто оскорбительные монологи мастеров черного юмора собиралось все больше и больше. Конечно, были и исключения, сторонники мягкой комедии, основанной на интеллектуальной игре слов или более изощренных сюжетах.

Отличным примером является комик Вуди Аллен, который как-то раз заметил, что умерев, оставит после себя только несколько отличных уанлайнеров. Кстати, в этом жанре работает немало известных стендап-комиков. По сути, это короткие текстовые шутки, никак не связанные между собой по теме. Небезызвестный Джимми Карр подходит к сочинению этих шуток как к простой технике — уанлайнер состоит из двух частей: короткий сетап (подготовка, создание ожидания) и панчлайн (разрушение ожидания, которое производит комический эффект). Среди других мастеров жанра можно так же отметить Стюарта Фрэнсиса, Энтони Джеселника и даже Михаила Жванецкого, непревзойденного гения изобретать короткие, но очень емкие шутки.

Но все же большинство комиков уверенно пользовались возможностью пройтись по щекотливым темам, не скупясь на крепкие выражения. Черт побери, слушая записи некоторых исполнителей удивляешься, как такой материал мог попасть в программу. Особенно это относится к раннему стендапу, срывавшего кассу в ночных клубах Лас-Вегаса и Лос-Анджелеса, при участии звезд оскорбительного юмора Дона Риклза, Рэда Фокса и других.

Именно так зарождались приемы, впоследствии принятые на вооружение Энди Кауфманом, которого, кстати, впоследствии сыграет другой актер, имеющий богатое стендап прошлое, Джим Керри, в фильме «Человек на Луне». А также чикагским заводилой Берни Маком, уже упомянутым Джимми Карром и создателем целого ряда мультипликационных вселенных — Сетом Макфарленом.

Другим открытием для жанра стала комедия наблюдений, достигшая такого широкого распространения, что сама по себе стала предметом для шуток и пародий со стороны комиков нового поколения. Во многом, материал, презентуемый со сцены, был автобиографическим, а в жизни большинства артистов хватало соответствующих историй на любой случай. Часто темой для такой комедии становились путешествия, с которым приходилось ежедневно сталкиваться большинству работников сцены, а также бытовые сценки и знакомые всем ситуации. Узнавая себя, зритель невольно проникался симпатией к исполнителю, что им только на руку.

Другой козырной картой из колоды комедиантов является комедия персонажей — для этого актеры создают определенный образ, подавая его и выдуманные события из его жизни в юмористическом свете. Зачастую такие персонажи становятся настолько популярными, что намертво прилипают к исполнителям, иногда даже создавая тем самым определенные трудности, а иногда являлись своеобразным трамплином на пути к славе.

Еще одной особенностью стендапа принято считать присутствие большого количества интерактива — взаимодействия с аудиторией, при котором шутки рождаются из совместных импровизаций с аудиторией, строятся на живом общении или все том же высмеивании отдельных гостей из аудитории. Одним из наиболее именитых мастеров жанра принято считать Робина Уильямса, популярность которого, во многом, как раз и обязана его непревзойденному умению сочинять на ходу короткие сценки по заявкам аудитории. Да и в целом, формат так пришелся по душе аудитории, что воплотилось в появление огромного количества специализированных коллективов и театров импровизации, открывающих свои двери ценителям юмора, рождающегося прямо на сцене. В остальном же, каждый пытался создать особый образ и метод подачи материала, заставляющий зрителя корчиться в припадках смеха.

Так, некоторые продолжади активно жестикулировать на сцене, задействуя мимику и движения тела для создания уморительных образов, надолго запомнившихся публике. Среди мастеров физической комедии можно выделить огромное количество комедийных исполнителей, начиная от гения немого кино Чарли Чаплина, заканчивая каноническими ужимками Мистера Бина и традиционным абсурдным юмором Бенни Хилла. Однако и в стендапе нашлось применение жанру, в особенности благодаря особому таланту Джимма Керри, а также эксцентричным выступлением завсегдатаев Def Comedy Jam Мартина Лоуренса и Криса Такера. В противовес им возникает отдельное направление — deadpan, или каменное лицо. Артисты, работающие в этом жанре, стараются сохранить серьезное выражение лица, что еще больше забавляет публику во время комичных монологов и импровизаций. Особенно популярен данный прием в среде английскиз комиков, играющих образы чопорных и невозмутимых персонажей — среди них Питер Кук, Милтон Джонс, Джек Ди, Дилан Моран и конечно же уже не раз упомянутый Джеймс Энтони Патрик Карр, являющийся наглядным примером того, насколько сильно зрителям импонирует подобный стиль.

Еще одной изюминкой выступлений целого ряда как британских, так и американских стендап комиков является присутствие таких шуток, которые нередко переходят все морально-этические границы, заставляя зрителя съеживаться, испытывая весьма смешанные чувства, в том числе стыда и вины за участие в происходящем. Такой юмор принято называть cringe comedy, а шутки могут быть как one-line’рами, которыми так любит открывать свои шоу Луи Си Кей и Боб Сагет, так и просто нелепыми историями, как например, воспоминания Алана Партриджа о постыдных эпизодах его школьного детства.

Шоу «У микрофона» выходит на ЮТубе — youtube.com/user/brainant.

, , , ,

  • yasviridov

    Господи, какая манная каша.

    • LorSamPau

      И то правда, а ведь на подобные названия статей возлагаются гигантские надежды.

  • http://noseofdancingeanote.tumblr.com/ Кирилл Сиэтлов

    Включил музыку из Hotline Miami отдельно. Без дикторской наговорки она покруче.

  • Mitya Kakabadɀe

    Я прошу прощения. Алан Партридж – это тот, который несуществующий персонаж, играемый Стивом Куганом?

  • Эльдар

    Тем кто сделал этот материал отдельное и огромное спасибо за проделанную работу. Было интересно слушать(не очень люблю читать, поэтому сомтрел видео) и узнал для себя немного нового. Повторюсь…огромное спасибо!

  • Denis Osokin

    Сценические приемы в стэндапе :

    1. Картавить

    2.Еще больше картавить

    3. Начать озвучивать стэндап

    4.Плохо пахнуть и одеваться

    5.Начать еще хуже пахнуть и одеваться

    6. Играть в онлайн игры

    7. Начать делать обзоры игр

    8.Пахнуть настолько сильно, что в отказе на выдачу визы во все уголки планеты и даже на въезд в Челябинск будет резолюция ” В связи с запрещение ввоза в нашу страну химического оружия …”

    9. Еще,еще больше картавить

    З,Ы. Хованский edition
    З.Ы.Ы. Говорят что скунсы Считают его богом . Одна половина утверждает что его нет , но другая фанатично верит в пришествие существа запах которого можно не только увидеть , но и потрогать .

  • Denis Osokin

    “В противовес им возникает отдельное направление — deadpan, или каменное лицо. Артисты, работающие в этом жанре, стараются сохранить серьезное выражение лица…” ну или просто невероятно ,убийственно сильно хотят срать , срать так что бы птицы падали с деревьев , а старушкам задерживали пенсию , срать так что бы Обама побелел , срать так что бы раскрылось пятое кольцо в Сочи .

    Ну или же они хотят сохранить каменное лицо как инвестицию , типа сегодня каменное лицо , а там подкопишь кальция в оргонизме и вот вам бонус – Каменный член !

Работает на WordPress. Тема Woo Themes